Обратившись к истории, мы можем отследить тот факт, что на каждом этапе развития общества, такие определения как духовность и нравственность представляли собой нечто разное. На современном этапе развития общества, перед специалистами разных областей, в том числе перед психологами, встает ряд новых задач, связанным с переосмыслением проблемы духовной личности в условиях социальных изменений. Стоит отметить, что на сегодняшний день ситуация с личность и духовностью, а также с «духовной личностью» обстоит сложнее. Обретение духовности необходимо, но на каких основаниях? Возможен ли возврат к традиционной российской духовности, базирующейся на православном фундаменте, о чем писали философы «серебряного века», или степень секуляризации сознания современного российского человека требует апелляции к иным основаниям? Эти вопросы имеют не только познавательное значение в смысле удовлетворения научного любопытства, они неизбежно выходят за рамки только лишь научного исследования. Особое значение данные вопросы приобретают в настоящее время, в эпоху становления информационной цивилизации, когда российское общество путем проб и ошибок определяет выбор своего будущего, ищет достойные пути дальнейшего развития.
Современное российское общество переживает один из критических и ответственных периодов в своей национальной истории, который, прежде всего, обусловлен кардинальным экономическим, социальным и политико-правовым реформированием, утверждением рыночных отношений, проникновением моделей образа жизни других культур.
Большую роль в возникновении происходящих трансформаций, охвативших в начале XXI в. экономическую, политическую, социальную и духовную сферы общества, сыграла глобализация. В настоящее время современное российское общество столкнулось с глобальными проблемами. Это не только экологические проблемы, но и проблема личностной духовности, и поэтому назрела необходимость разработки концепции «устойчивого развития» и бесконфликтного сосуществования, где проблеме духовности личности должно отводиться соответствующее место. Современное общество характеризуется все нарастающими явлениями бездуховности, основанными на таких личностных чертах, как жестокость, нетерпимость, равнодушие, стяжательство и т.д. В этом лишний раз нас убеждает и современное состояние нашего российского общества. Духовная растерянность, скепсис, идеологическая пустота являются следствием отсутствия общей духовной основы и системы общепринятых ценностей. Кризис в России совпал по времени с общим кризисом техногенной цивилизации. Мир стоит перед лицом глобальных проблем – экологических, демографических, международного терроризма, ядерного оружия. В связи с этим становятся актуальными многие вопросы, на которые пытались ответить основоположники русской религиозной философии. Еще в начале ХХ в. Н. А. Бердяев, размышляя над бездуховностью России, отмечал, что «нечистый дух нашел себе доступ в тело и душу России» [1, c. 1]. Путь выхода из кризиса он видел в радикальных и вдохновляющих идеях, считая необходимым бороться с первоисточниками зла, придавая огромное значение религии и внутреннему совершенствованию человека. Только благодаря духовному возрождению личности возможно достичь социального переустройства в России. В работах И. А. Ильина описываются причины упадка России. Он признает, что «кризис, приведший Россию к порабощению, уничтожению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный». Размышляя о возрождении духовных сил, он считает, что «необходимо, прежде всего, свободное дыхание воли и разума, внутреннее очищение и исцеление, свободные умы, зоркие люди и новые, религиозно-укоренные творческие идеи» [2, c. 121–122].
Не последнюю роль в решении вопросов духовного кризиса современного российского общества играет выработка новой идеологии. Перед лицом проблем и духовным кризисом в современном обществе возросло внимание к духовности личности. В ситуации социокультурного кризиса, в котором пребывает современное российское общество, возрастает потребность в нравственном, духовном возрождении личности. Следует сказать, что в обществе созрело сознание того, что без духовного очищения невозможно решать какие бы то не было проблемы, ибо в основе решения сложных социально-политических, экономических, правовых и т.п. задач, при любом пути развития страны должна лежать духовность.
Происходящие в обществе сложные и противоречивые обновленческие процессы, либерализация и демократизация по западным стандартам привели к падению духовности, ценностной дезориентации, потере смысл жизненных ориентаций молодежи, актуализации таких социальных недугов, как терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д. Можно сказать, что современное российское общество духовно и нравственно больно, причем очень тяжелым заболеванием, ибо пораженными, разрушенными или размытыми оказались важнейшие центры общественного и личного сознания –ценностные ориентиры, духовно-нравственные идеалы и ценности, без которых ни одно общество просто не может существовать. Необходимость выработки новой духовной парадигмы для современной России требует концептуального прояснения самого феномена духовности, характеризующегося абстрактностью в обыденном сознании и отсутствием общепринятого понятия на теоретико-философском уровне. Примат нравственности в осмыслении феномена духовности в значительной мере определяется тем, что фактически под духовным возрождением России подразумевается нравственное возрождение как возможный фундамент экономико-правовой и социально-политической стабильности. Все эти преобразования и изменения вызвали необычайно высокий интерес к проблеме духовности личности, свободы человека, его места в структуре природного и социального бытия. Как известно, кризис общества и крушение традиционных идеалов, мифов и стереотипов неизбежно обостряет внимание к человеку. Человек порой оказывается перед духовной пропастью, когда все, чем он жил прежде, во что он верил, объявляется ложным и несостоятельным, а новые ценности – подлинными и самыми человечными. Человек в данной ситуации испытывает все большие затруднения в адекватном восприятии окружающей его природной, общественной и культурной реальности. Каждый начинает искать опору и точки отсчета в самом себе. Все это создает атмосферу отчужденности, которая проявляется в бессилии личности перед внешними, объективными обстоятельствами жизни, в ощущении обособленности, исключенности человека из общественных связей, в утрате личностью своего «я». В таких условиях рождается потребность в духовном обновлении.
Сегодня представители разных областей науки обращают пристальное внимание на проблемы духовности личности как одного из условий решения многих, в том числе и глобальных проблем современности, так как важность духовности в становлении личности общепризнана. Воспитание молодого поколения на традиционных российских ценностях поможет в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы существования современного общества. Задача современных исследователей, занимающихся проблематикой духовности, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в выработке соответствующих моделей формирования духовности в трансформирующемся российском обществе, выявлении факторов, способствующих повышению духовной культуры, в том числе и на базе мировоззренческих достижений предшественников, которые помогут обеспечить современникам полноценное, устойчивое, надежное, одухотворенное бытие в сегодняшнем противоречивом мире. Формирование духовной личности, способной стать сегодня активным и ответственным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени. Духовное развитие личности, подготовка личности к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Одним из важнейших средств осуществления данного процесса является духовное совершенствование личности в соответствии с изменяющимися реалиями нашей эпохи. Возвышение духовности в системе общественных ценностей и потребностей является одной из основных черт нашего времени.
Сегодняшний мир требует от нас не ограничиваться только совершенствованием нравственного, эстетического или любого другого вида воспитания. Нужно искать целостные основания в реализации формирования и воспитания людей. Проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности – одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание личностных качеств на основе богатой русской духовной традиции – одна из приоритетных задач современной науки. В своем духовном развитии личности одна проблема становится важным феноменом в формировании духовных ценностей – проблема поиска смысла жизни человека. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни присуще всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности. Также нужно отметить, что духовный облик личности формируется через определенные формы видения мира, которые постепенно становятся регуляторами ее творческой деятельности, а именно широту мышления, способность осознавать духовные ценности, конструктивно осмысливать окружающую действительность, своевременно реагировать на жизненные обстоятельства. Разумеется, это зависит от индивидуальных особенностей личности. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
Таким образом, духовное развитие личности – это целостное и в то же время противоречивое явление, основами которого являются духовные потребности в познавании окружающего мира, знания о природе, обществе, человеке, самом себе, ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Список использованной литературы
- Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+, 1998. с. 7
- Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 10–57.
- Ильин И. А. Что нам делать? // Из истории русской мысли.
- Ильин И. О грядущей России: изб. статьи. М.: Воениздат, 1993. –314 с. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. –с. 294.
- Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев, 1917. – c. 90.