ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ УБИЙСТВА МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

21 июня 10:28

По данным официальной статистики в России от рук собственных матерей погибает свыше 100 младенцев. Зарегистрированные факты убийств матерью новорожденного ребенка ещё не дают полной картины числа этих преступлений. Значительная часть их остается латентной, и число не выявленных преступлений в десять раз превышает количество зарегистрированных фактов. При этом в городской местности латентность убийства матерью новорожденного ребенка гораздо выше, чем в сельской. [2]

Вместе с тем, об общественной опасности деяния, предусмотренного ст. 106 УК РФ, свидетельствует не столько его распространенность, сколько тяжесть наступивших последствий. Смерть причиняется не просто человеку, а только что родившемуся, абсолютно беспомощному ребенку, и жизнь у него отнимает его собственная мать.

В уголовном законодательстве убийство матерью новорожденного ребенка отнесено к привилегированным составам. Оно признается значительно менее опасным, чем простое убийство. Однако среди ученых давно существует дискуссия о целесообразности отнесения данного состава к привилегированным. Ряд ученых высказывают позицию об исключении ст. 106 УК РФ из привилегированных и ужесточении наказания, другие  ̶ за качественное её изменение. Следует согласиться с авторами, предлагающими внести ряд изменений в ст. 106 УК РФ. [1] Данные изменения должны быть направлены на устранение существующих коллизий и пробелов, смысловых расхождений и оценочных понятий, которые присутствуют в действующей редакции.

Особое значение при квалификации данного преступления имеет понятие потерпевшего, которым может быть только новорожденный. Для признания ребенка новорожденным необходимо уяснить начальный и конечный момент «новорождения».

Период новорожденности ограничен определенным промежутком времени. Действующая редакция статьи 106 УК РФ предусматривает три самостоятельных состава преступления, применительно к которым выделяют различные сроки, в течение которых ребенок считается новорожденным. [4]

При убийстве новорожденного во время родов, речь идет о временном промежутке начинающегося схватками и заканчивающегося выделением плаценты. Убийство «сразу же после родов» означает «вслед, тут же, вскоре» и связано с ограниченным, небольшим промежутком времени после рождения ребенка.

Нет единой позиции ученых относительно возраста новорожденного при убийстве в условиях психотравмирующей ситуации и в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Одни ученые считают, что на момент совершения данного вида убийства, возраст ребенка не должен превышать недельного срока (168 часов после рождения). В этот период ребенок еще совсем слаб, мало приспособлен к жизни вне утробы матери и требует особого осторожного обращения. Другие, утверждают, что здесь уместно применять период времени, равный одному месяцу, то есть используют педиатрический критерий новорожденности.

По мнению автора статьи, для целей данного состава, новорожденным следует считать ребенка с момента рождения до 28 дней. В педиатрии различают два периода новорожденности. Ранний неонатальный период длится с момента перевязки пуповины до конца 7-8 суток жизни ребенка — это период приспособления жизненно важных систем ребенка к внеутробному существованию. Поздний неонатальный период имеет продолжительность с 8 по 28 день жизни. В этот период и происходит полная адаптация новорожденного к условиям внешней среды. Поэтому период новорожденности заканчивается по истечении 28 календарных дней.

С объективной стороны убийство матерью новорожденного ребенка характеризуется действием или бездействием, направленным на причинение смерти ребенку. О том, каким должно быть состояние матери, причиняющей смерть новорожденному в период родов и вскоре после них, в законе ничего не сказано. Систематическое толкование данной нормы, позволяет сделать вывод о том, что кроме вменяемости и достижения возраста уголовной ответственности, никаких дополнительных требований к состоянию матери-убийце закон не предъявляет. По мнению автора, это серьезное законодательное упущение.

Основанием для отнесения данного состава к привилегированным может быть только наличие у женщины психических отклонений, вызванных процессом родов, которые и спровоцировали к совершению убийства ребенка. Это должно быть обязательно отражено в диспозиции статьи, чтобы правоприменитель видел основание выделения привилегированного состава для правильного применения закона. [3]

Если же роды прошли без осложнений и не повлияли на психическое состояние женщины, при этом она заранее планировала убийство ребенка, содеянное в таком случае должно квалифицироваться по ст. 105 УК РФ.

Когда гражданка К. обнаружила, что у неё присутствует нарушение менструального цикла, то сразу поняла, что беременна. Так как денег на прерывание беременности у неё не было, К. решила выносить ребенка, но для себя определилась, что родившегося ребенка, никуда отдавать не будет, а родив, оставит его на улице. От окружающих она стала скрывать беременность, обматывая растущий живот простыней. Так беременность проходила до начала схваток. Когда К. почувствовала схватки, которые начались у неё дома, она оделась и вышла на улицу, направившись к гаражам, которые находились недалеко от её дома. Зайдя за один из гаражей, К. сняла брюки, нижнее белье, а затем, присев на корточки, стала тужиться. Через 1-2 минуты, она почувствовала, что из неё начал выходить плод. Выход плода длился 2-3 минуты. Затем, она встала во весь рост, и увидела, что родившийся ребенок шевелил ногами и руками, но он не кричал. Кто именно родился, мальчик или девочка, она не разглядела. После этого, она оделась и вернулась домой, где приняла ванну и легла спать. О произошедших родах и оставлении ребенка на улице она никому не рассказывала. Суд признал К. виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 106 УК. [5]

Представляется, что подобные циничные, хладнокровные действия женщин, которые заранее планировали убийство младенца и четко реализовали свой преступный умысел, не должны подпадать под ст. 106 УК РФ.

Еще одной сложной проблемой является квалификация убийства матерью ребенка в условиях психотравмирующей ситуации. Термин «психотравмирующая ситуация» не получил однозначного толкования в законе и является оценочным. Как правило, к таким ситуациям относят беременность в результате изнасилования, семейные конфликты, супружеские измены, бытовые проблемы и т. д. Если проанализировать ситуацию в нашей стране с её сложной экономической обстановкой (высокий уровень безработицы среди женщин, нестабильные заработные платы, боязнь потерять рабочее место в связи с беременностью), социальной напряженностью (неуверенность в завтрашнем дне, высокий уровень разводов), то почти каждое убийство матерью новорожденного ребенка можно рассматривать как в условиях психотравмирующей ситуации.

Поэтому необходимы четкие разъяснения на уровне высшей судебной инстанции о том, какими критериями должен руководствоваться правоприменитель при отнесении той или иной ситуации к психотравмирующей.

При убийстве матерью новорожденного в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, должно быть установлено, что мать на момент совершения преступления страдала психическим расстройством, предусмотренным ст. 22 УК РФ. При этом обстоятельства, вызвавшие данное расстройство, могут быть не сопряжены с беременностью и родами. [6]

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, признается вменяемая женщина, родившая ребенка и достигшая 16-летнего возраста. Женщина до 16 лет, убившая своего новорожденного ребенка, к уголовной ответственности не подлежит. За последнее время число матерей, рожающих детей в возрасте от 14 до 16 лет, значительно выросло. По данным Федеральной службы российской статистики, около 40 тысяч россиянок впервые стали матерями задолго до совершеннолетия — в 15 лет. Еще 1,8 млн несовершеннолетних матерей родили ребенка в период с 15 до 16 лет. На наш взгляд, возрастной ценз по ст. 106 УК РФ должен быть понижен до 14 лет. Если убийство, к примеру, будет совершено совместно матерью и отцом, которые на момент этого преступления были в возрасте от 14 до 16 лет, то отец будет подлежать наказанию за квалифицированное убийство, а мать будет освобождена от ответственности, так как ст. 106 УК РФ предусматривает возраст уголовной ответственности лишь с 16 лет. Очевидно, что этот факт, нарушает принцип справедливости, а также принцип равенства перед законом.

Подводя итог, следует отметить, что диспозиция ст. 106 УК РФ требует терминологических уточнений. В статье был предложен авторский взгляд на такие понятия, как «новорожденность», «во время родов», «сразу же после родов», «психотравмирующая ситуация». Однако с целью однообразного их толкования необходимы разъяснения законодателя или Верховного Суда РФ. Нуждается в пересмотре возрастной ценз субъекта данного преступления, который, на наш взгляд, должен быть понижен до 14 лет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алехин В. П. К вопросу о целесообразности отнесения убийства матерью новорожденного ребенка к привилегированному составу // Полиматис. 2017. №5. С. 8-17.
  2. Антонян Ю. М., Гончарова М. В., Кургузкина Е. Б. Убийство матерью новорожденного ребенка: уголовно-правовые и криминологические проблемы // LexRussica. 2018. №3 (136). С. 94-114.
  3. Бабичев А. Г. Усиление наказания за убийство матерью новорожденного ребенка // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 41-43.
  4. Изаксон Р. А. Проблемы современной регламентации ответственности за убийство матерь новорожденного ребенка в России // Сибирский юридический вестник. 2018. №3. С. 61-66.
  5. Скрипченко Н.Ю., Корнеёва Я.А. К вопросу об уголовно-правовой охране жизни новорожденного ребенка // Актуальные проблемы экономики и права. 2015.
  6. Уголовное право России. Часть общая и особенная: учебник для бакалавров / отв.ред. А.И.Рарог. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Проспект. 2017.

REFERENCES

  1. Alekhin V. P. On the issue of the appropriateness of attributing a murder by a mother to a privileged composition by a mother // Polimatis. 2017. No5. S. 8-17.
  2. Antonyan Yu. M., Goncharova MV, Kurguzkina Ye. B. Killing by a mother of a newborn child: criminal law and criminological problems // LexRussica. 2018. No3 (136). S. 94-114.
  3. Babichev A. G. Strengthening the punishment for a murder by a mother of a newborn child // Modern jurisprudence: current issues, achievements and innovations: a collection of articles of the XVII International Scientific and Practical Conference. 2019.S. 41-43.
  4. Izakson R. A. Problems of modern regulation of responsibility for the murder of mothers of a newborn baby in Russia // Siberian Law Journal. 2018. No3. S. 61-66.
  5. Skripchenko N.Yu., Korneeva Ya.A. To the question of the criminal legal protection of the life of a newborn child // Actual problems of economics and law. 2015.
  6. The criminal law of Russia. Part general and special: a textbook for bachelors / ed. A.I. Rarog. 2nd ed., Revised. And add. M .: Prospect. 2017.