Творческая деятельность ребенка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах, обусловленных мотивацией, порожденной детской фантазией и воображением. В этом направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности.
В процессе трудового обучения учащихся можно с успехом использовать как на уроках, так и на кружковых занятиях элементы якутского народно-прикладного творчества.
Народное декоративно-прикладное искусство- это область художественного творчества, которая изначально связано с историей народа, с его традициями, обычаями, с хозяйственно-промысловой деятельностью.
Якутская народная прикладная культура отличается своей глубокой, богатой духовной традицией, которая проявляется в поверьях и обычаях народа, в его мифологии. В них отражаются этнические представления народа Саха об окружающем мире.
Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. В наше время происходит утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом.
Различные бытовые и хозяйственные вещи, ритуальные изделия из конского волоса является уникальным культурным наследием, одним из видов художественно-прикладного искусства народа Саха. Это занятие-плетение из конского волоса имеют огромное мистическое значение.
Мы провели ряд занятий с учащимися 7 классов по обучению изготовлению аксессуаров с использованием конского волоса.
Первое и второе занятие мы посвятили раскрытию техники работы с конским волосом – одним из самых древних технологий изготовления изделий. На занятиях были поставлены следующие задачи:
- Ознакомить с традициями народа Саха, обобщить представление о лошади и его роли в жизни народа Саха, приобщить к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом – (заочно – теоретическая часть).
- Ознакомить с традиционными художественными изделиями народа Саха и возможностями работы с конским волосом (заочно – теоретическая часть).
- Подготовить и подобрать конский волос и выполнить простейшие узлы плетения (очно).
- Научить к технологическим приемам видов плетений – плетение, сучение, прессование, мозаика, валяние (очно).
- Самостоятельная работа обучающихся- проектирование авторского изделия с использованием конского волоса
- Итоговая – выставка работ, рефлексия, итог (очно).
В ходе работы учитель в тактичной форме направляет учащихся на выбор тех или иных реальных объектов, объясняет, как их технологически грамотно выполнять. Учитель должен уметь правильно оценивать достижения детей, реагировать на их успехи и неудачи таким образом, чтобы стимулировать ребенка к психологическому развитию, достижению дальнейших успехов и избеганию возможных неудач.
Примерная программа по курсу «Изготовление стилизованных украшений и сувениров с использованием конского волоса»
Цель программы: приобщение учащихся к материальной и духовной культуре якутского народа; ознакомление с технологией плетения изготовлению стилизованных украшений и сувениров с использованием конского волоса; научить детей ценить и беречь красоту и создавать эту красоту своими руками.
Требование к занятиям:
- Определить и поставить перед учащимися цели задачи занятия;
- Выбрать методы технологии для осуществления поставленных задач, рационального использования;
- Составить план занятия;
- Нормировать самостоятельную работу учащихся во времени и учить их укладываться с выполнением работ в указанное время;
- Систематически осуществлять учет работ к труду и эффективно их использовать;
- Совершенствовать систему стимулов к труду и эффективно их использовать:
И так, программа кружка предназначена для учащихся 6-7 классов и рассчитана на 1 год обучения, по 2 часа в неделю (всего 72 часа).
Содержание программы.
Введение. Ознакомление с традициями народа Саха; Ознакомить учащихся с деятельностью кружка, ее целями и задачами; Провести беседу о национальной культуре якутского народа. Продемонстрировать слайды о материальной и духовном наследии культуры Саха.
Ознакомление с народными мастерами по плетению из конского волоса; Продемонстрировать фотографии народных мастеров; Ознакомление с народными мастерами по плетению из конского волоса:
Обработка материала: Мытье моющими средствами конских волос;
За отведенное время распушить конский волос для изготовления пряжи. Способы подготовки конского волос к работе; Выполнять простейшие узлы плетения. Технологические приемы видов плетений: Плетение, сучение, прессование, мозаика, валяние.
Эскиз изделия: Разработка и выполнение эскиза изделия; Самостоятельная работа учащихся.
Изготовление сувенира «Дэйбиир», показать технику изготовления, самостоятельная работа учащихся, наблюдение за учащимися.
Плетение косичек десятью способами: Научить плести косичек;
Самостоятельная работа учащихся. Наблюдение за учащимися.
Эскиз. Выполнение итоговых изделий. Разработка и выполнение эскиза; Самостоятельная работа учащихся; Наблюдение за учащимися.
Итоговое занятие: Выставка работ учащихся; Итоговая оценка.
В одну группу кружка рекомендуется включать не более10 человек. Это программа подходит только для малокомплектных школ.
План работы кружка составляется на год или на полугодие на основе программы.
Нормативы числа школьников в кружках и количество часов занятий в неделю определены типовыми положениями о внешкольных учреждениях, которые предусматривают, что кружок одного года обучения любого профиля занимается 2 раза в неделю по часам (144 часа в учебный год). В кружках второго и третьего годов обучения количество часов в неделю увеличивается до 6 (216 часов в год). Эти нормативы относятся к внешкольным учреждениям системы Министерства образования с платными руководителями. А занятия в школьном кружке обычно занимают 2 часа, то есть один раз в неделю (72 часа в год).