ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

28 декабря 1:15

В настоящее время наблюдаются глобальные перемены, как в России, так и во всем мире, затрагивающие первооснову современного общества – институт семьи и брака. В научных работах уделено внимание представлениям общества  об основных функциях семьи, семейных ценностях, а также о распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций. Для детей родительская семья является образцом будущих семейных ролей либо антиэталоном, вызывающим негативное или противоречивое отношение к будущей семейной жизни. Помимо этого, одной из важнейших характеристик семьи считается её ролевая структура: круг обязанностей каждого из супругов; насколько они строго связаны с полом и традициями, а в какой – волей и желанием мужа и жены [4]. Психологические исследования Алмазовой О.В.  в рамках системного подхода указывают на значимость брачных отношений для адаптивного функционирования всей семейной системы [1]. В современных психологических изысканиях внимание ученых уделяется особенностям представлений о будущей семье, о будущем супруге в подростковом периоде. Целью настоящего исследования было выявление представлений о семье и браке у подростков из полных и неполных семей. Мы предположили, что у подростков из полных и неполных семей существуют различия в представлениях о будущей семье и ее основных функциях.

Подростковый возраст – это особо значимый этап в человеческой жизни, период колоссальных изменений в физиологии, психологии, социальном статусе и поведенческих формах. Выступая в качестве важного этапа в формировании личности, взросление определяется психологами как сложный процесс личностного развития, характеризующийся разным уровнем социального созревания. Поведенческие трудности подростков в критическом периоде отмечаются в форме строптивости, негативизме, снижении академической успеваемости, а также увеличении числа конфликтов среди подростков. Зачастую самоотношение подростков сопровождается интенсивным внутренним конфликтом.

Одной из важнейших особенностей современной российской семьи являются частые и продолжительные родительско-детские конфликты, которые в основном обусловлены неправильным отношением к ребенку. Можно выделить два таких таких типа отношения. При доминантном отношении характерны   строгий контроль, чрезмерность санкций, обилие критики. В ответ подростки,  сопротивляясь родительскому воздействию, отвергают их авторитет. Отвергающеее отношение может проявляться в форме равнодушия к ребенку, либо в строгом, ригидном поведении родителей, либо в их сочетании. Данный стиль может использоваться родителями как наказание за «плохое» поведение. В качкестве подростковой реакции отмечается агрессия и даже уход из дома.

Исследование взаимодействия детей подросткового возраста и их родителей показало, что подростки склонны оценивать стиль родительского воспитания в большей степени как непоследовательный с низким интересом к ним. Ухудшение отношений в семье часто приводит к обострениям, которые являются причиной появления психопатии, негативного характера развития психики подростков. Было замечено, что во время кризиса подросток не только приобретает, но и теряет то, что было ранее приобретено. Подростки, которые испытывают недостаток любви и принятия, переживают чувство одиночества, незащищенности и тревоги, одновременно стремясь к автономии. По мнению
 Е.С.  Пченушай, в неполных семьях наиболее часто встречается симбиотический тип родительского отношения, сопровождающийся излишней опекой и контролем, лишающих ребенка инициативы. Если же подросток пытается вырваться из симбиотических отношений,  родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение, что приводит к агрессиии или уходу из дома [3].

Несмотря на частое сопротивление позиции взрослых, подросток чувствует необходимость в их помощи и поддержки. В этом случае родители могут значительно облегчить поиск подростка своего места в системе новых, возникающих взаимодействий, чтобы лучше узнать себя и осознать внешние и внутренние изменения в жизни. Совместная деятельность со значимыми взрослыми создает глубокий эмоциональный и духовный контакт, поддерживающий подростка в жизни. В формировании представлений подростков о будущей семье значимая роль принадлежит как матери, так и отцу. Негативные воспитательные стратегии родителей способствуют возникновению поведенческих отклонений у подростков, а также оказывают существенное влияние на усиление имеющихся отклонений их личностного развития. Согласно определению

В.А. Чеботарева выявила, что отсутствие примера мужского поведения приводит к тому, что у подростков из неполных семей формируется неверное представление о мужском поведении и происходит гипертрофирование своей маскулинности. У девушек из неполных семей будущая семья часто вызывает ощущение беспокойства [5]. Представления подростков из полных семей отличают такие характеристики взаимодействия супругов как открытость, общительность, доброта, забота осторожность. Е.С. Пченушай отмечается, что в процессе взаимодействия в семье подростки из распавшихся семей способны гораздо лучше контролировать свое поведение, но при этом и них часто отмечается недостаток доверия к близким людям, склонность скрывать свои негативные эмоции, высокая эмоциональная зависимость от настроения близких, непрактичность и повышенная мечтательность [3, с. 145].

В ходе нашего исследования были обнаружены статистически достоверные различия показателей испытуемых из полных и неполных семей по представлениям об интимно-сексуальных отношениях, хозяйственно-бытовым функциям, социальной активности, внешней привлекательности. Подростки из полных семей в большей степени опираются на личностные критерии, из неполных – на физические характеристики. Не выявлены статистически достоверные различия по показателям личностной идентификации, родительско-воспитательной и эмоционально-психотерапевтической функциям. Имеются частичные различия в представлениях о предназначенности семьи у подростков из полных и неполных семей.

Выявлены взаимосвязи между таким стилем воспитания как чрезмерность требований-запретов и восприятием подростками интереса к ним родителей как искреннего; между неустойчивостью стиля воспитания и развитием педантичности подростков; между выраженным предпочтением  подростками женских качеств и  процессом формирования у них таких черт характера как логичность, последовательность и уверенность в себе. В неполных семьях в большей степени проявляется отстраненность матерей в плане воспитания (они недостаточно занимаются делами подростка, его самочувствием). При этом у матерей-одиночек присутствует страх потерять своего ребенка. У подростков из неполных семей чаще отмечается сниженный фон настроения, подавленность, низкий жизненный тонус, чем у их сверстников их полных семей.

Мы видим, что у подростков из неполных семей, в отличие от таковых из полных семей, несколько искажены представления об основных функциях семьи, об образе мужа и жены, об особенности их взаимодействия, распределения семейных ролей. Они формируются на основании рассказов сверстников, более взрослых друзей, знакомых, родственников, что не способствует адекватному формированию представлений о гармоничной семейной жизни. Поэтому мы полагаем, что с целью предупреждения конфликтов, разводов, непонимания между детьми и родителями в будущей семейной жизни подростков из неполных семей, им уже сегодня требуется квалифицированная психологическая помощь. Важно своевременно скорректировать представления подростков о семье и семейных функциях.

Литература

  1. Алмазова О.В. Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о семье // Знание. Понимание. Умение. – 2015, № 2. – С.277–290.
  2. Вассерман Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. – СПб.: Речь, 2016. – 256 с.
  3. Пченушай Е.С. Психологическое исследование особенностей детско-родительских отношений в неполных семьях // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: педагогика и психология.– 2017, № 7. – С. 81-88
  4. Семенова Л.Э. Источники становления представлений старших подростков о семье: психологический анализ // Вестник Минского университета. – 2015, № 3 (11). – С. 8-12.
  5. Чеботарева В.А. Влияние гендерной идентичности подростков на их представления о семейных ролях // Форум молодых ученых.– 2018, №6. – С. 142-148.

Literatura

  1. Almazova O.V. Ispol`zovanie metoda semanticheskogo differenciala v issledovanii predstavlenij yunoshej i devushek o sem`e // Znanie. Ponimanie. Umenie. – 2015, № 2. – S.277–290.
  2. Vasserman L.I. Roditeli glazami podrostka: psixologicheskaya diagnostika v mediko-pedagogicheskoj praktike. – SPb.: Rech`, 2016. – 256 s.
  3. Pchenushaj E.S. Psixologicheskoe issledovanie osobennostej detsko-roditel`skix otnoshenij v nepolny`x sem`yax // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: pedagogika i psixologiya.– 2017, № 7. – S. 81-88
  4. Semenova L.E`. Istochniki stanovleniya predstavlenij starshix podrostkov o sem`e: psixologicheskij analiz // Vestnik Minskogo universiteta. – 2015, № 3 (11). – S. 8-12.
  5. Chebotareva V.A. Vliyanie gendernoj identichnosti podrostkov na ix predstavleniya o semejny`x rolyax // Forum molody`x ucheny`x.– 2018, №6. –
  6. 142-148.