ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

2 февраля 7:44

В Российской Федерации одним из определяющих и важных элементов формирования, развития и регулирования финансово экономической системы является Центральный Банк (ЦБ). Статьей 75 Конституции РФ определяются основные положения, касаемо конституционно-правового статуса, функций и полномочий ЦБ РФ[1].

Центральный Банк России – это особый независимый публично-правовой институт, который наделен исключительным правом осуществлять денежную эмиссию, а его первостепенной функцией является обеспечение устойчивости рубля.

Согласно статье 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются[2]:

  1. Защита и обеспечение устойчивости рубля;
  2. Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  3. Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  4. Развитие финансового рынка Российской Федерации;
  5. Обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

До 1 сентября 2013 года ЦБ РФ был главным регулятором российской банковской отрасли. Он отвечал за банковские лицензии, процедуру банковских операций и стандарты бухгалтерского учета, выступая кредитором последней инстанции для кредитных организаций.  Затем его функции и полномочия были весьма расширены, и он получил статус мегарегулятора всех финансовых рынков России[3].

 Обладая исключительным правом выпускать рублевые банкноты и монеты через монетные дворы, Центральный банк также выпускает памятные монеты, сделанные из драгоценных и недрагоценных металлов, а также инвестиционные монеты из драгоценных металлов.  В 2010 году в честь своего 150-летия ЦБ выпустил 5-килограммовую памятную золотую монету Александра II[4].

 По российскому законодательству половина прибыли банка должна направляться в федеральный бюджет правительства.  Центральный банк России является членом Банка международных расчетов (БМР).

 Рассмотрим некоторые основные функции и полномочия Центрального Банка РФ[5]:

  1. Разработка и проведение единой денежно-кредитной политики;
  2. Денежная эмиссия и денежное обращение;
  3. Управление золотовалютными резервами;
  4. Регистрация и лицензирование кредитных организаций;
  5. Разработка платежного баланса;
  6. Прогнозирование состояние экономики России;
  7. Утверждение плана счетов бухгалтерского учета для финансовых организаций.

Ключевой принцип ЦБ РФ заключается в независимости. Это означает, что он не является органом государственной власти. Но можно проследить по анализу его функций, что полномочия носят характер государственных органов власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Банку России принадлежит 57,58% акций Сбербанка, ведущего коммерческого банка страны.  Банк России также владеет 100% акций Российской национальной перестраховочной компании (РНПК), крупнейшей национальной перестраховочной компании.  РНПК был создан для предотвращения возможных проблем с перестрахованием за рубежом крупных рисков в рамках международных экономических санкций[6].

В области нормотворческих полномочий Центральный банк имеет право на издание нормативных актов, обязательных для всех уровней органов гос власти, юридических и физических лиц. Это касается тех вопросов, которые отнесены к компетенции Банка России по Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[7]. Согласно со статьей 104 Конституции РФ Центральный банк не обладает правом законодательной инициативы, но проекты и НПА федеральных органов власти по части обеспечения функций, должны направляться непосредственно к нему на заключение[8].

Одной из отмеченных функций Банка России является принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и выдача лицензий на осуществление ими банковских операций. Рассмотрим данный вопрос более подробно. Вновь созданным банкам выдаются лицензии на осуществление банковских операций со средствами либо в рублях, либо и в рублях, и в иностранной валюте.  Данные виды документов носят названия рублевая и валютная лицензии соответственно[9].

Для выдачи рассматриваемых лицензий Центральный банк предусматривает определенные требования к вновь создаваемым банкам, а именно у КО должна быть обеспечена финансовая устойчивость в течение последних 6 месяцев, должны выполняться требования к размеру капитала и резервные требования Банка России, не иметь бюджетной задолженности, иметь соответствующую организационную структуру и техническую оснащенность.

Для действующего банка также предусмотрена выдача лицензий для расширения деятельности[10]:

  1. Валютная лицензия;
  2. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  3. На привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
  4. На привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
  5. Генеральная лицензия.

Таким образом, можно сделать вывод, что Центральный банк действительно занимает важное место в сфере финансовой системы России, обеспечивая финансовую безопасность и регулируя деятельность банковских организаций. Он имеет особый конституционный статус института с исключительными правами организации денежного обращения, выпуска денежных средств, укрепления устойчивости рубля и так далее.

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
  2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ. [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Архиреева А.С., Приходько Е.Г. / Правовой статус Центрального банка Российской Федерации / Архиреева А.С., Приходько Е.Г. // Эпомен. 2019. № 25. С. 22-29.
  4. Афанасьева С.А. Конституционно-правовой статус банка России // Символ науки. – 2015. — №.5.
  5. Вавулин Д.А., Симонов С.В. / Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка / Вавулин Д.А., Симонов С.В. // Финансы и кредит. – 2016. — №.5 (581).
  6. Очаковский В.А., Соловьева А.В. / Финансовое мегарегулирование в Российской Федерации / В.А. Очаковский, А.В. Соловьева, В.А. Бородина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 95. С. 1132-1143.
  7. Очаковский В.А., Клепикова А.Ю. / К вопросу о правовом статусе служащих Центрального банка Российской Федерации / Очаковский В.А., Клепикова А.Ю. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 94. С. 994-1003.
  8. Толмачева Е.А. Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. — №.1. – С.97-104.

 

Reference

  1. The Constitution of the Russian Federation» (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 N 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FCL from 05.02.2014 No. 2-FKZ ) // «Collection of legislation of the Russian Federation», 14.04.2014, N 15, article 1691.
  2. On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): Federal law No. 86-FZ of 10 July 2002. [Electronic resource./ ] — Electron. journal. — Mode of access: http://www.consultant.ru
  3. Arkhireeva A. S., Prikhodko E. G. / Legal status of the Central Bank of the Russian Federation / Arkhireeva A. S., Prikhodko E. G. / / Epomen. 2019.  No. 25. Pp. 22-29.
  4. Afanasyeva S. A. Constitutional and legal status of the Bank of Russia / / Symbol of science. — 2015. — no.5.
  5. Vavulin D. A., Simonov S. V. / the Central Bank of the Russian Federation as a mega-regulator of the Russian financial market / vavulin D. A., Simonov S. V. // Finance and credit. — 2016. — no.5 (581).
  6. Ochakovsky V. A., Solovieva A.V. / Financial mega-regulation in the Russian Federation / V. A. Ochakovsky, A.V. Solovieva, V. A. Borodina / / Politematic network electronic scientific journal of Kuban state agrarian University. 2014.  No. 95. Pp. 1132-1143.
  7. Ochakovsky V. A., Klepikova A. Yu. / On the question of the legal status of employees of the Central Bank of the Russian Federation / Ochakovsky V. A., Klepikova A. Yu. / / Politematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University. 2013. No. 94. Pp. 994-1003.
  8. Tolmacheva E. A. Legal status of the Central Bank of the Russian Federation / / Sustainable development of science and education. — 2017. — no.1. — Pp. 97-104.

 

[1] Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

[2] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ. [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

[3] Очаковский В.А., Соловьева А.В. / Финансовое мегарегулирование в Российской Федерации / В.А. Очаковский, А.В. Соловьева, В.А. Бородина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 95. С. 1132-1143.

[4] Вавулин Д.А., Симонов С.В. / Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка / Вавулин Д.А., Симонов С.В. // Финансы и кредит. – 2016. — №.5 (581).

[5] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ. [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

[6] Очаковский В.А., Клепикова А.Ю. / К вопросу о правовом статусе служащих Центрального банка Российской Федерации / Очаковский В.А., Клепикова А.Ю. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 94. С. 994-1003.

[7] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ. [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

[8] Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

[9] Афанасьева С.А. Конституционно-правовой статус банка России // Символ науки. – 2015. — №.5.

[10] Толмачева Е.А. Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. — №.1. – С.97-104.