Существует некоторые характеристики госслужбы. Государственная служба части стран отличается в составе, списка должностей и иерархической структурой, а также правилом, по которому работники начинают карьеру в госслужбе, по способу и фактору в карьерном росте на госструктурах. Остановимся на отличиях подробнее.
Главная характеристика – процедура набора сотрудников на службу, начало их карьерного пути. Законодательство большинства американских, европейских и азиатских стран устанавливает отбор в виде конкурса. Чаще всего это – экзамены (устные и письменные, к которым относят тесты), реже наличие формальных документов, учитывающих документы об образовании, как в Соединенных Штатах Америки и рекомендациях с предыдущих мест работы в госорганах, как в Индии. Некоторые должности, особенно высшие с руководительскими компетенциями, могут находиться на контроле политического руководства страны.
В России сотрудники приступают к работе по итогам конкурса [1, с. 119-122]. В фиксированном конкурсе жюри оценивает представителей профессии, а также квалификацию участника на уровнях соискателей в должности госслужащих, которые позволяет формировать совокупность кадров в организациях. В действительности вместе с отбором в виде конкурса существуют и иные обходные способы в наборе сотрудников в органы власти, включая набор по знакомствам или по рекомендациям.
Одна из важнейших характеристик государственной службы – продвижение в карьерном плане на данной профессии. Критерии повышения в профессии заключаются в продвижении по заслугам или профессиональным чертам, так называемые меритократические критерии, а также повышение по причине преданности по отношению к руководству, или критерий лояльности. По мнению Макса Вэбера, меритократия должна сменить остальные принципы и критерии оценивания, став единым и фиксированным критерием оценивания кандидатов по всему миру.
На практике возможно существование отличий в продвижении на государтсвенной службе, в частности прием на высшие руководящие должности в государстве. Во Франции совмещается меритократический и принципы лояльности к правящей власти. Руководитель выставляет вереницу баллов от 0 до 20.В Америке существует 4 типа продвижения в карьере: карьерное, некарьерное, временное и чрезвычайное. В Англии в высоких должностях представители государственной службы не должно быть более 4 лет.
В Англии старших представителей государственной службы назаначает гражданское общество, а во Франции действует система во главе с квалифцированным жюри.
В России первые чиновники появляются в период правления Ивана Грозного. Это 4 категории (судьи, дьяки, думные дьяки, подъячные).
Бюрократия является закрытым слоем, до 17 века ее состав пополнялся представителями, имеющих в своем числе витиеватые родственные связи. К государственным служащим относят требование наличие профильного образования в период преобразований Сперанского М.М. После первой революции во время получения чинов происходит введение принципа соотвествия в компетенции.
В советское время восстанавливается принцип социального происхождения как основообразующий в государственных структурах. Такие служащие не отличались высокой квалификацией в работе госуправленцев, что требовало привлечения на службу дореволюционных специалистов, которые обладали профильным образованием и опытом в работе. Номенклатура устанавливала не меритократический, а политический прицнип продвижения по службе.
Номенклатура отменялась в 1990 г, прекратив свое существование с распадом Советского Союза. Современная Россия осущетсвляет смену должностей на государственной службе на основе процедур в формате конкурса, учитывая деловые качества и профессиональные знания в соответствующей сфере компетенций. Для начала работы необходима успешная сдача квалификационного экзамена. Практика показывает влияние лояльности к власти, что может стать серьезным поводом в продвижении.
Российский контекст подразумевает, что государственные служащие – это работники государственных правоохранительных органов [2, с. 104-106 ]. Во-вторых, госслужащим присущи особые функции и привилегии; государственная служба как социальный институт способен удовлетворить общественные потребности и изменить меру в развитии общества. В-третьих, мировая практика закрепило меритократию в продвижении по службе или в особенности ее сочетания с опытами работы госслужащих на службе.
Государственная служба является особым социальным институтом, формирующим собственную систему социального статуса, перемещение по которому осуществляется в процессе трудовой карьеры. Как и во многих странах мира, трудовая карьера российского госслужащего базируется на конкурсной основе по меритократии; неформально в качестве критериев продвижения в карьере возможно использование лояльности к руководству [3, с.2].
Spisok literatury.
- Andrianov V.D. Gosudarstvennoe upravlenie: mirovoj opyt i rossijskie realii // Obshhestvo i jekonomika. 2001. № 11–12, 122 s.
- Lazukova E.A. Trudovaja kar’era gosudarstvennyh i municipal’nyh sluzhashhih sovremennoj Rossii/Perm’, 2015, 241 s.
- Popov A.V., Dahno E.V., Shherbakova L.I. Osobennosti upravlenija razvitiem kar’ery gosudartsvennyh sluzhashhih/ Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Regionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul’turologija, 2012, 5 s.