В 2012 году Президент РФ В. Путин подписал Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» о повышении к 2018 году заработной платы работников бюджетной сферы в полтора раза.
В 2007-2008 г.г. регионы активно переходили на новые системы оплаты труда учителей. В результате в России одновременно действуют три разные модели, что затрудняет анализ реального выполнения «майских указов». Часто учителя высказывают негативные мнения на непрозрачность выплат, на внезапные крупные выплаты к концу учебного года и низкую зарплату в течение года, на произвольность распределения стимулирующих выплат за выполнение педагогической нагрузки.
В 2016 году вышло поручение Президента РФ № Пр-1139 об обеспечении с учетом складывающейся социально-экономической ситуации достижения в 2018 году целевых показателей повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы.
Общероссийский народный фронт совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» 23 января — 3 февраля 2017 года провели исследование реального достижения Правительством РФ целевых показателей, обозначенных Президентом РФ.
Целью мониторинга на тему «Зарплата и нагрузка учителя» явилось выявить реальную нагрузку педагогических работников общеобразовательных организаций по разным видам педагогической деятельности – методическая, воспитательная, научно-исследовательская, административная и т.д. Второй составляющей исследования стала оценка уровня заработной платы учителя и модель, по которой она начисляется. Участники исследования — педагогические работники школ России.
По результатам анкетирования респондентов выявлено, что всего в опросе приняло участие 4089 человек, в том числе максимальный охват отмечен в Самарской области, а Республика Саха (Якутия) заняла почетное четвертое место, так как в опросе приняло участие 158 якутян, на долю которых приходится около 4% от всех опрошенных. Педагогам было предложено анонимно ответить на 30 вопросов.
Рисунок 1 – Распределение регионов Российской Федерации
по максимальному числу респондентов, чел.
В работе осуществлена многомерная классификация регионов, участвующих в опросе – кластерный анализ. Группировка была произведена по двум показателям: уровень заработной платы и нагрузка преподавателей. В итоге, 82 региона Российской Федерации разделены на три кластера (группы):
Таблица 1 – Группировка регионов РФ по схожим показателям уровня заработной платы учителей
Номер кластера | Число регионов | Регионы
Российской Федерации |
Средний показатель по заработной плате в кластере | Характеристика кластера |
1 | 10 | Тюменская область Республика Саха (Якутия) Магаданская область Санкт-Петербург Сахалинская область Камчатский край ЯНАО Москва Чукотский АО | 44441,1 | Высокий уровень |
2 | 25 | Иркутская область Тульская область Ярославская область Забайкальский край Саратовская область Костромская область Калининградская область Челябинская область Свердловская область Республика Хакасия Волгоградская область Амурская область Республика Татарстан Вологодская Томская область область Красноярский край Приморский край Республика Тыва Еврейская АО Хабаровский край Ленинградская область Белгородская область Архангельская область Мурманская область ХМАО-Югра | 26147,48 | Выше среднероссийского уровня |
3 | 47 | Республика Алтай Республика Дагестан Республика Республика Чувашия Марий Эл Ивановская область Республика Адыгея Республика Калмыкия Кировская область Тамбовская область Омская область Алтайский край Кабардино-Балкарская Республика Брянская область Владимирская Курганская область область Астраханская область Республика Ингушетия Республика Мордовия Пермский край Карачаево-Черкесская Республика Республика Башкортостан Республика Бурятия Оренбургская область Рязанская область Смоленская область Липецкая область Нижегородская область Удмуртская Республика Республика Северная Осетия-Алания Орловская область Пензенская область Курская область Тверская область Республика Карелия Ставропольский край Ульяновская область Чеченская Республика Севастополь Республика Воронежская область Крым Ростовская область Новосибирская область Краснодарский край Самарская область Московская область Калужская область Кемеровская область | 19083,00 | Ниже среднероссийского
уровня |
Итого регионов в опросе
82 |
Средний показатель по РФ среди респондентов | 24325,6 | — |
Ниже представлены средние значения отлученных кластеров по уровню педагогической нагрузки.
Рисунок 2 – Средние значения кластеров по уровню
заработной платы учителей, рублей
По итогам проведения кластерного анализа по первому показателю – заработная плата учителей – выявлено, что Республика Саха (Якутия) вошла в первый кластер, который характеризуется уровнем заработной платы выше среднего показателя РФ среди опрошенных респондентов.
Важно отметить, что результаты опроса 158 учителей нашей республики показывают, что средняя заработная плата составила 37742 рублей. Однако по официальным данным министра образования Республики Саха (Якутия) Феодосии Васильевны Габышевой (на период исследования), «за 2015 год заработная плата педагогов школ составила около 54 тыс. руб., детских садов – более 45 тыс. руб., организаций дополнительного образования – около 49 тыс. руб., учреждений для детей-сирот – более 54 тыс. руб.» (источник http://ysia.ru/).
По итогам проведения кластерного анализа выявлено, что Республика Саха (Якутия) вошла во второй кластер, который характеризуется размером педагогической нагрузки наравне со среднероссийским уровнем.
Таблица 2 – Группировка регионов РФ по схожим показателям уровня педагогической нагрузки учителей
Номер кластера | Число регионов | Регионы
Российской Федерации |
Средний показатель по нагрузке в кластере | Характеристика кластера |
1 | 16 | Чукотский, Тульская область Краснодарский край Карачаево-Черкесская Республика Амурская область Новосибирская область Нижегородская область Кировская область Астраханская область Кемеровская область Хабаровский край Чеченская Костромская область Республика Самарская область Курская область Алтайский край | 26,85 | Высокий уровень |
2 | 39 | Сахалинская область Магаданская область Ярославская область Севастополь Свердловская область Саратовская область Республика Саха (Якутия) Республика Марий Эл Республика Башкортостан Московская область Калужская область Забайкальский край Иркутская область Воронежская область Ульяновская область Ставропольский край Республика Адыгея Смоленская область Республика Крым Оренбургская область Москва Камчатский край Калининградская область Владимирская область Республика Хакасия Мурманская область Удмуртская Республика Вологодская область Томская область Республика Татарстан Липецкая область Пермский край Ростовская область ЯНАО Челябинская область ХМАО-Югра Орловская область Омская область Еврейская АО | 23,95 | Выше среднероссийского уровня |
3 | 27 | Республика Ингушетия Тюменская область Ивановская область Республика Мордовия Республика Дагестан Брянская область Республика Карелия Северная Осетия-Алания Республика Калмыкия Пензенская область Рязанская область Курганская область Тамбовская область Республика Бурятия Псковская область Тверская область Волгоградская область Архангельская область Красноярский край Республика Чувашия Республика Тыва Санкт-Петербург Республика Алтай Приморский край Ленинградская область Кабардино-Балкарская Республика Белгородская область | 20,65 | Ниже среднероссийского
уровня |
Итого регионов в опросе
82 |
Средний показатель по РФ среди респондентов | 23,43 | — |
Ниже показаны средние значения отлученных кластеров по уровню педагогической нагрузки.
Рисунок 3 – Средние значения кластеров по уровню
педагогической нагрузки, час.
На основе полученного массива данных анкетирования осуществим следующие выводы по участникам исследования:
Рисунок 4- Распределение по типам школ, принявших участие в опросе, штук
Среди 158 респондентов представителями городских школ отмечено 86 учителей, из села – 62 педагога, также в опросе приняли участие 1 коррекционная школа и 9 малокомплектных. Отметим, что малокомлектные школы находятся в сельской местности Республики Саха (Якутия).
Рисунок 5- Распределение школ по видам образовательной деятельности, %
Основную долю школ составили средние общеобразовательные школы – 70%.
Стаж опрощенных учителей как города, так и села республики варьируется от 40 лет до 1 года, т.е. средний стаж составляет 4 года.
Рисунок 6 – Структура учителей, занимающих также в школе не педагогическую должность, %
На основе данных рисунка 4 отметим, что 83% учителей занимаются только педагогической работой, но в тоже время 17% педагогов работают также по совмещению: 9% являются сотрудниками структурных подразделений школы, на долю методистов приходится 2,5 процента учителей и 5% являются заместителями директора школ.
Рисунок 7 – Соотношение наличия и отсутствия доплат
за совмещение должностей, чел.
Только 85% учителей получают доплаты за совмещение должностей, когда у 25 процентов педагогов их дополнительный труд остается не оплаченным.
Рисунок 8 – Структура ответов на вопрос «Знакомы ли Вы с Положением об оплате труда Вашей организации?»
На вопрос «Знакомы ли Вы с Положением об оплате труда Вашей организации?» основной удельный вес респондентов – 58% ответили, что знакомы
.
Рисунок 9 – Структура ответов респондентов на вопрос
«Подписывали ли Вы коллективный договор?
Согласно полученным результатам, которые представлены на рисунке 9, можно заключить, что 65% учителей согласовали коллективный договор, но в тоже время 16% подписали под влиянием администрации школы. В 17 процентах школ такой договор отсутствует, и 3 учителя отказались его подписывать.
Рисунок 10 – Средняя заработная плата учителей школ в зависимости от типа школы, руб.
Рисунок 10 наглядно демонстрирует, что у учителей городских школ средняя заработная плата выше почти в два раза, чем у сельчан. В тоже время доход учителей в малокомплектной сельской школе также ниже среднереспубликанского – 37742 руб. Учителя городской коррекционной школы в среднем зарабатывают в месяц 40000 рублей.
Рисунок 11 – Структура ответов на вопрос
«Знаете ли Вы, по какой модели осуществляется оплата труда
в Вашей школе?», %
По модели, которая основывается на «ученико-часе», работают 73% учителей. По данной схеме расчет постоянной части зарплаты учителей строится на количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количестве учеников, с которыми они работают. На основе должностного оклада работают 26% учителей. Эта модель основывается на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю. Все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Около одного процента учителей не знают, на основе какой методики начисляется им заработная плата. Из этого следует, что внедрение единой система оплаты труда учителей позволит нормировать учительский труд, определить верхний предел часовой нагрузки, а также установить порядок начисления стимулирующих выплат.
Рисунок 12 – Распределение ответов на вопрос
«Знаете ли Вы стоимость ученико-часа в Вашей школе?»
По заданному вопросу «Знаете ли Вы стоимость ученико-часа в Вашей школе?» 52% учителей ответили, что ничего не знают об этом.
Рисунок 13 — Состав ответов на вопрос респондентам
«Как часто Вам необходимо подтверждать свои достижения, за которые положены стимулирующие выплаты (раз в год, квартал, месяц)?»
Практически все респонденты ответили, что администрация во главе с директором школы принимает решение о начислении стимулирующей надбавки. А подтверждение о своих достижениях, за которые положены стимулирующие выплаты, 30% учителей предоставляют один раз в квартал или один раз в полгода соответственно, когда 24% — ежемесячно и только 6% предоставляют один раз в год.
Рисунок 14 — Распределение ответов на вопрос
«Стимулирующие выплаты исчисляются в …»
На вопрос «Каким образом начисляются стимулирующие выплаты?» 70% респондентов ответили, что в баллах, когда только 7%-ам выплачивают надбавку на основании процентов от оклада, или в рублях – 2% педагогов от всех опрошенных.
На вопрос «Есть ли среди Ваших учеников дети с ОВЗ; дети, живущие в неблагоприятных социальных условиях; одаренные дети; дети из семей мигрантов; дети-сироты?» 85 % респондентов дали положительный ответ. И только 5,7 % (9 из 157 учителей) ответили, что получали дополнительные выплаты за работу с определенной категорией детей.
Рисунок 15 – Структура заслуг, за которые выплачивается компенсационная часть заработной платы
Анализируя представленные показатели на рисунке 16 отметим, что основная доля учителей не получает компенсационных выплат – 70 процентов. Для тех, кто получает надбавки, причинами служат в основном работа в выходные и праздничные дни – 10%, и 6 процентов педагогов получают доплаты за работу в опасных или вредных условиях.
Рисунок 16 — Распределение школьников, которые получают
полный бесплатный комплект учебников, чел.
По данным рисунка 16, 75% учителей ответили, что все ученики их школы полностью обеспечены бесплатным комплектом учебников, однако, 25% респондентов считают, что ученики школ республики не полностью обеспечены бесплатными учебниками.
Рисунок 17 – Состав ответов респондентов
«Просите ли Вы учеников покупать…?»
По полученным ответам отметим, что в основном существует необходимость покупки рабочих тетрадей родителями. Считаем, что если школа включает тетрадь в обязательный перечень, то она должна его обеспечить ими школьника на 100%.
Рисунок 18 – Структура ответов респондентов по возникающим ситуациям с заработной платы, %
Согласно структуре ответов считаем негативным, что 42% респондентов указали на неправильный расчет заработной платы в их школах. Также почти у 10% учителей встречаются частичные невыплаты и у 6% — полные невыплаты по оплате труда, в то время как у 40% опрошенных отклонений не выявлено.
Таким образом, проведённое анкетирование учителей показало, что, по мнению педагогов, современная система школьного образования нуждается в продолжении процесса реформирования и модернизации с целью качественного улучшения и совершенствования.
Материальное положение учителей за последнее время улучшилось и стабилизировалось благодаря планомерному выполнению «майских» Указов Президента РФ. При этом социальный статус педагога вызывает тревогу, что подтверждается загруженностью многих учителей в связи с тем, что приходится помимо педагогической работы заниматься написанием научно-методических статей, подготовкой учебно-методического материала, оформлением большого массива документации и т.д. Вместе с тем учителя Республики Саха (Якутия) с оптимизмом смотрят на будущее системы школьного образования потому, что уверены в успешности своих профессиональных перспектив.