ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА

21 мая 1:20

Под определением качества строительства – понимается соответствие зданий и сооружений и их отдельных частей, выполненных в натуральном выражении, проектным решениям и стандартам. Ключевой проблемой, в наибольшей степени, определяющей ее состоятельность, в строительной отрасли является повышение уровня качества. Что в дальнейшем приобрело особую актуальность в связи со снижением показателей качества строительных изделий в последние годы. [3]

В современных рыночных условиях качество строительной продукции определяет состояние каждой строительно-монтажной организации (далее СМО). Каждая организация предлагает оценивать прибыль из условия сравнения общих затрат и уровня качества. Для этого можно использовать следующий подход к оценке прибыли организации. Общая прибыль в СМО определяется разностью между общей суммой продаж и общей суммой расходов организации (1):

где Побщ – общая прибыль; åЦпр – общая сумма продаж; åРобщ – общая сумма расходов.

Общая сумма продаж строительной продукции является функцией от объема продаж и продажной цены (2):

где åЦпр – общая сумма продаж; Vпр – объем продаж; Цпр – продажная цена.

При определении объема продаж учитывается уровень качества и продажная цена продукции (3):

где Vпр – объем продаж; Укач – уровень качества; Цпр– продажная цена.

Продажная цена строительной продукции рассматривается как функция производственных расходов и издержек по сбыту продукции (4):

где Цпр – продажная цена; Рпр – производственные расходы; Рсб – издержки по сбыту.

В рассматриваемой методике уровень качества определяется относительно качества конкурирующих организаций. При этом предполагается, что общие расходы и объем продаж возрастают.

Таким образом, каждой организации необходимо одновременно стремиться к минимальным финансовым расходам и обеспечению должного уровня качества, соответствующего размерам инвестиций и текущим расходам производства.

Два основных направления, которыми регулируется качество строительства – это усовершенствование государственных путей воздействия и обеспечение условий для качественной работы негосударственных форм контроля и надзора. К государственным формам регулирования относятся:

  • осуществление государственной экспертизы;
  • проведение государственного надзора за выполнением работ;
  • сертификация;
  • лицензирование;
  • нормирование и стандартизация.

Негосударственные формы контроля включают в себя мероприятия:

  • проведение строительного контроля техническим надзором заказчика;
  • осуществление авторского надзора проектной организацией;
  • осуществление производственного контроля подрядчиком;
  • контроль качества строительства страховыми компаниями и банком для финансирования государственных инспекций [4].

В современных условиях значительное улучшение качества строительства становится неотъемлемым условием развития экономики. Чтобы обеспечить определенное качество строительства и его постоянное улучшение в условиях разработки инвестиционных и строительных проектов, представляется необходимым контролировать каждый из этапов проекта. Все участники проекта должны быть подчинены единой цели и функционировать как одна команда. Процессы оптимизации и совершенствования должны действовать во всех видах деятельности участников проекта, а не только в тех, которые непосредственно связаны с производством продукции. Каждый процесс должен быть определен, спланирован, а также иметь лицо, ответственное за его функционирование и соответствие запланированным результатам. В процессе планирования определяются следующие основные параметры:

  • потребители и их потребности;
  • требования для всех участников проекта;
  • разрабатываются системы контроля и обратной связи.

При определении документированных процессов целесообразно учитывать следующие факторы:

  • влияние на качество;
  • риск неудовлетворенности клиента;
  • требования нормативной документации;
  • эффективность и результативность;
  • компетентность и опыт персонала;
  • сложность процесса;
  • периодичность операций;
  • текучесть кадров.

Все процессы, включенные в проект, могут быть разделены по следующим направлениям:

  • основные производственные процессы;
  • организационные процессы;
  • вспомогательные процессы [2].

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству строительных изделий. Организации российской строительной отрасли пришли к пониманию того, что без применения процессного подхода к организации контроля качества, гарантировать стабильность существования и развития их компании весьма затруднительно, впрочем, как и продолжать успешную деятельность на строительном рынке. Процесс строительства позволяет нам решать сложную задачу, которая включает соблюдение технических регламентов всеми участниками инвестиционно-строительного проекта: проектировщиками, заказчиками и подрядчиками. Для решения проблемы качества строительной продукции необходимо осуществить следующие меры:

  • повысить роль и ответственность проектировщиков в обеспечении высокого технического контроля качества проектов;
  • создать службу управления качеством в команде проекта;
  • реструктуризировать службы контроля качества продукции на предприятиях строительной отрасли;
  • обеспечить выполнение строительно-монтажных работ, полностью соответствующих требованиям технических регламентов и проектной документации;
  • перманентно совершенствовать подготовку специалистов по управлению качеством строительной продукции [5].

Для получения строительных изделий требуемого качества необходимо сосредоточить усилия на предотвращении появления дефектов и несоответствий, а также на управлении производственными процессами. Концепция качества готовых строительных объектов представляет собой совокупность свойств, характеризующих их пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением объекта в конкретных условиях эксплуатации. В то же время объект должен соответствовать современным требованиям его строительства и эксплуатации [1].

Таким образом, при наличии утвержденных стандартов качество каждого строящегося здания или сооружения заложено в проекте, оно обеспечивается при производстве строительных материалов и строительно-монтажных работах и реализуется в процессе его эксплуатации.

Список литературы:

  1. Заруева Л.В., Дереповская Н.С., Евдокименко А.С. Управление качеством продукции в строительстве / Учебное пособие. Новосибирск: НГАСУ, 2003. -124 с.
  2. Зеленцов Л.Б. Организационный механизм управления качеством в строительстве в условиях саморегулирования. канд. техн. наук. — Ростов н/Д: РГСУ, 2013. — 187 с.
  3. Новикова В.Н. Совершенствование системного подхода к повышению качества строительной продукции в управлении проектами строительства жилых домов // Инженерный вестник Дона, №4 (2016) // ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3921
  4. Погорелов В.А., Побегайлов О.А., Исмаилов Р.И. Методология строительного контроля и повышения качества строительной продукции // Научное обозрение // elibrary.ru/item.asp?id=23028658, 2014. № 7-3. С. 1006-1009.
  5. СН 378-77. Инструкция по оценке качества строительно-монтажных работ. — М.: Стройиздат, 1977. — 34 с.