В наше время трудно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения и медиаресурсов, с помощью которых мы пытаемся и надеемся мотивировать учащихся на достижение лучших результатов в своей учебе. Они присутствуют, можно сказать, почти во всех сферах нашей жизнедеятельности и делают наше общение плодотворнее, намного проще и доступнее. Наша жизнь с каждым днем все больше и больше сталкивается с новыми идеями, понятиями, ценностями. В этой связи особенно важно подготовить детей к современной жизни, формировать у них навыки работы с медиаресурсами, обработки и критического осмысления информации, применения современных средств информационно-коммуникационных технологий. Именно поэтому мы не можем отрицать важность применения интерактивных методов и медиаобразования в современном школьном образовании.
При изучении языка, столкнувшись с первыми же проблемами, дети начинают сомневаться в своих способностях, возможности преодоления всех преград на пути к успеху. В этом, бесспорно, им должен помогать их учитель, в задачи которого входит не только обучение языку, но и привитие любви к изучаемой дисциплине, вовлечение учащихся в совместную деятельность, знакомство с культурой страны изучаемого языка. Несмотря на то, что освоение фонетики, грамматики требует понимания и осмысления, все же обучение должно проходить в процессе общения, при котором сделать составляющие говорения доступными и понятными входит в задачи учителя. Важно научить детей говорить, не переживая, что они могут допускать ошибки, и ни в коем случае не позволять себе и остальным учащимся насмехаться или критиковать их за ошибки. В ходе выполнения задания целесообразно отмечать все допущенные учащимися ошибки у себя в тетради. На исправлении ошибок желательно остановиться после выполнения задания, продемонстрировать их, написав на доске, объяснить, привести примеры и для закрепления выполнить подобное задание.
Интеракция (англ. interaction, лат. inter — между и action- деятельность) определяется как взаимодействие людей или группы людей друг на друга. В настоящее время каждый урок рассматривается как сложный процесс общения преподавателя с учащимися, главной целью которого является решение поставленных задач путем взаимодействия субъектов учебного процесса. А основным способом достижения цели служит умение педагога определять задачи различной степени сложности, рассчитанные на учащихся всех уровней подготовленности.
Общение в процессе обучения, как правило, может быть односторонним и многосторонним. Первый тип общения предполагает преобладание фронтального опроса, когда учитель своими вопросами побуждает учащихся к общению на языке. А второй тип, подразумевающий коллективную работу: работу в парах или группах, предоставляет детям возможность проявить себя самостоятельным и полноправными участниками речевой деятельности. Именно при таком виде общения происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое позволяет каждому раскрыть его личностный потенциал, внести свой индивидуальный вклад в учебный процесс, происходит обмен знаниями, идеями. А самое главное, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и переводить познавательную деятельность на более высокие формы сотрудничества. И чем чаще каждому из учащихся будет предоставлена такая возможность, тем больше он будет стараться, лучшие результаты показывать и больше интереса проявлять к образовательной деятельности.
Взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия, ролевая игра, проект и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком.
Как бы это обидно не было, но, к сожалению, опыт показывает, что организация речевого взаимодействия на уроке не всегда и нелегко удается, особенно с традиционными методами и формами работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку. Интерактивные методы – методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
В рамках усовершенствования учебного процесса на уроках английского языка можно использовать следующие интерактивные методы и приемы: работа в малых группах, в парах; мозговой штурм (мозговая атака); дискуссии; ролевые (деловые) игры; дебаты; проекты;
Повышение эффективности образовательного процесса требует внедрения в практику методических материалов, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов и успешную социализацию личности. Данные методы активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, умение анализировать, делать выводы; позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств; повышают мотивацию к учебному процессу; развивают познавательную активность; вызывают интерес к предмету, а так же дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве, что способствует повышению качества знаний.
Список использованной литературы:
- Курьянов М.А., Половцев В.С. Активные методы обучения: методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2011.
- Хрусталёв Е.Ю., Баранова Н.М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35.