Цель статьи – проанализировать исследовательскую активность последних лет по проблеме рефлексии в области НОО. Для этого проведен анализ педагогических диссертаций за период с 2000 г. по настоящее время.
По данным сайта Российской государственной библиотеки [1], исследование проблемы рефлексии в области НОО представлено 12 работами за отмеченный период.
Был проведен количественный анализ диссертаций по годам издания, и научным специальностям (см. табл. 1).
Таблица 1
Количественный анализ публикационной активности
Год | 13.00.01 | 13.00.02 | 13.00.08 |
2000 | 1 (Н. Л. Жмакина) | — | — |
2002 | 1 (Е. Г. Комолова) | — | — |
2003 | 1 (Э. А. Дударева) | — | — |
2004 | — | 1 (А. Ю. Куфарова) | — |
2005 | 1 (Л. В. Панова) | 1 (И. Г. Липатникова) | 1 (Хамисса Халла) |
2007 | — | 1 (С. В. Пигузова) | — |
2008 | 1 (Е. В. Сподаренко) | — | — |
2011 | 1 (И. А. Ульянова) | — | 1 (А. Г. Биба) |
2012 | — | 1 (А. А. Тетерева) | — |
Как видно из таблицы, наибольшая интенсивность исследований отмечается по специальности 13.00.01. Последнее из них опубликовано в 2012 г. Позже активности в изучении проблемы рефлексии в сфере НОО не выявлено.
При содержательном анализе этих диссертаций выявлена их направленность на учеников и учителей начальных классов; темы сгруппированы следующим образом: 1) развитие личности; 2) организация образования.
В диссертациях первой группы рассматривается развитие рефлексии школьников (И.А. Ульянова, Хамисса Халла, Е.В. Сподаренко), рефлексивных умений школьников (А.Ю. Куфарова, С.В. Пигузова) и их учителей (А.Г. Биба, Л.В. Панова), рефлексивного мышления педагогов (Н.Л. Жмакина).
Диссертации второй группы связаны с: рефлексивным подходом к обучению (И.Г. Липатникова, А.А. Тетерева), мониторингом воспитания рефлексии у школьников (Э.А. Дударева); рефлексивной функцией занятий в профессиональном образовании учителей начальной школы (Е.Г. Комолова).
Выводы по результатам анализа исследовательской активности по проблеме рефлексии в отношении НОО:
- Диапазон востребованных тем не исчерпан, отсутствуют исследования по проблеме рефлексии в контексте управления НОО; минимально представлены: социокультурный аспект развития личности ученика начальной школы, влияние рефлексии на формирование умений самостоятельного осуществления элементов учебной деятельности.
- На данный момент исследовательская активность в рассматриваемой области предельно снизилась. Это может быть связано с произошедшими в системе образования изменениями (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12). Мы считаем, что возобновление исследования проблемы рефлексии в НОО возможно и должно быть направлено на накопление и систематизацию новых данных, которые лягут в основу последующих педагогических разработок.
Список использованной литературы:
- Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки [сайт] URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения: 21.03.18).
© Е.В. Батенева, 2018