В настоящее время в школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Важно выявить такие средства и способы, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. В нашей стране получение образования является социальным требованием. Необходимо в начальных классах формировать внутреннюю потребность учиться учащихся. Учебный мотив определяется Л. И. Божович как структурный компонент учебной мотивации. По мнению автора, мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, её основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьёй, так и самой школой [1].
Дети могут отвлекаться во время урока, шуметь, не следить за тем, что говорит учитель. В связи с тем, что деятельность без мотива либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой, формирование у младших школьников учебной мотивации является главной задачей школьного обучения. От того, как чувствует себя ученик в школьной среде, зависит объем усилий, которые он прилагает к овладению знаниями. В основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Важно, чтобы весь процесс обучения был ребенку интересен. Чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо пробудить в детях любознательность, желание учиться.
Рассматривая особенности учебной мотивации у младших школьников, обратимся к мнению Е.П.Ильина. Он выделил положительные и отрицательные стороны, внутренние потребности познании. Положительной стороной мотивации является то, что ребенок благоприятно относится к школе. В этом возрасте он открыт знаниям, любопытен. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу младшей школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Отрицательной стороной мотивации являются побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников). Такая мотивация не приводит к успешным результатам [3]. Для детей младшего школьного возраста учитель представляет собой некий эталон. Они беспрекословно выполняют все его требования. Дети стараются слушаться педагога, чтобы заслужить похвалу или хорошую оценку. Такая готовность выполнять любые задания учителя является благоприятным условием для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов: долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Различают две группы учебных мотивов: познавательные и социальные. Познавательные мотивы включают в себя широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений. Познавательные мотивы, ориентируют школьников на усвоение способов добывания знаний и на самообразование, направляют их на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Широкие социальные мотивы состоят в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Узкие социальные мотивы, характеризуются стремлением занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Младший школьник сам развивается и формируется во время деятельности, осваивая новые способы анализа, обобщения, формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям.
По мнению А. К. Марковой, управлять формированием мотивов учебной деятельности еще труднее, чем формировать действия и операции. Поэтому, прежде чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальности, с которой придется иметь дело, найти пути ее адекватного описания. Необходимо целенаправленно формировать у учащихся мотивацию учебно-трудовой деятельности. Каким бы способным не был школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется — в соответствии с известной поговоркой «Под лежачий камень вода не течет». [4]
Нами было проведено исследование учебной мотивации младших школьников, которое проводились в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Ола». Во время наблюдения за учебной деятельностью ребят мы отметили, что каждый школьник индивидуален, общую задачу дети решали в своем индивидуальном «ключе»: одни быстро мыслили, но не умели тщательно реализовать план, другие — медлительны; одни — застенчивы, другие — самоуверенны. Учителя используют различные способы для формирования положительной мотивации детей к учебе и труду. У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования (быть грамотным). Возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается число детей, которые учатся с интересом. Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы. Ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания. Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Разработка и реализация классного часа, повышает мотивацию учения младших школьников и она эффективна.
Результаты исследования позволили нам констатировать, что дети начальной школы очень любознательны, проявляют интерес ко всему, что их окружает. Основой учебной деятельности младших школьников является целая система мотивов, находящихся в определенном соотношении друг с другом. Они слушают учителя и выполняют его поручения, что и является особенностью учебной мотивации у младших школьников. Однако, только с помощью материальной составляющей поощрения сформировать положительную мотивацию у всех детей в классе не возможно. Необходимо научить детей любить учиться и осознавать значимость получаемых знаний. Формирования мотивов познавательной деятельности очень сложная задача школы. Но без этого невозможно будет воспитать умного, целеустремленного, добросовестного гражданина.
Литература:
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л.И. и Л.В. Благонадежной. – М., 2010. – 256с.
- Губа Е.Ю. Мотивация обучения. – Краснодар, 2009 [Электронные ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/69028.html
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П.Ильин – Спб:Изд-во «Питер», 2010 – 512с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 96 с.