ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ

5 августа 7:02

На современном этапе развития общества в психологической науке все больше внимания уделяется проблеме взаимосвязи самооценки личности и её социального статуса. Человек не может жить и развиваться вне общества, которое состоит из множества малых групп. Роль занимаемой личностью позиции в группе достаточно велика. Исходя из данного положения, возникает следующий вопрос: «Почему одни люди с легкостью идут на контакт, хорошо воспринимаются в группе, другие – наоборот?». Мы полагаем, что в этом случае огромное значение имеет самооценка:  чем выше самооценка, тем выше положение человека в группе. В данной статье мы рассматриваем взаимосвязь самооценки личности студента и его положения в группе.

      Для начала определимся, что же представляет из себя самооценка. За основу мы взяли определение, данное М.В.Горобинским и С.М. Ветвицкой: «Самооценка – это представление человека о ценности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя,  собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто» [1]. В малой группе самооценка становится неким фундаментом для формирования официального и неофициального статуса личности, соответствующего выполнению определенных социальных ролей. Психологи выделяют два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Именно они выступают в роли оценки личности, которая определяет, насколько разумно и верно оценивает индивид свои силы, поступки и качества.

Адекватная самооценка, как правило, верно отражает способности и качества личности. Она выражена представлением человека о себе самом, которое отвечает настоящему положению вещей. Данные представления могут быть как положительными, так и отрицательными. Безусловно, самооценка оказывает определенное влияние на поведение человека и на его отношение к себе, к окружающим его людям и миру. Так, при адекватной самооценке индивид, как правило, правильно оценивает соотношение своих потребностей и способностей; ставит перед собой реальные цели, которые он в ближайшем будущем способен выполнить; способен критически оценивать себя и свои поступки; старается предусмотреть итоги своих поступков. Для человека с адекватной самооценкой огромное значение имеют окружающие его люди и их мнение о нем. Однако, он не слепо ориентируется на их мнение, он его оценивает объективно, больше ориентируясь на собственное понимание о пользе или вреде своих действий [3].

Неадекватная самооценка может быть как заниженной, так и завышенной. Самооценка, которая соответствует уровню чуть выше или чуть ниже среднего – широко распространенное явление в обществе, и она почти не проявляется в поведении индивида, не мешает ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов.  Самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало. У студентов встречаются такие случаи, когда уровень самооценки далек от оптимального и значительно выше или ниже среднего уровня. Это очень сказывается на их поведении и поступках, и может вызвать отвержение данного студента группой, привести к конфликтам с окружающими. Человек с неадекватно завышенной самооценкой придает излишнюю значимость свои достоинствам. Такой человек уверен, что он лучше всех. А те, у кого слишком занижена самооценка, акцентируют внимание на недостатках, из-за чего они испытывают нерешительность и неуверенность в своих действиях, у них обостренно чувство вины. Крайние виды самооценки очень редко помогают продуктивному развитию человека, так как человек не в состоянии трезво оценивать свои возможности и поступки [1].

Формирование самооценки во многом зависит от положения человека в группе, но и становление социометрического статуса во многом, в свою очередь, определяется его самооценкой. Социометрический статус – это место, занимаемое субъектом в системе межличностных отношений в конкретной социальной группе [4]. Социометрический статус может показать, насколько личность привлекательна для других людей, уважаема ими, или насколько она непопулярна у членов организации и участников социальной группы[2]. 

Для студентов огромное значение имеет его статус в группе. Студенческий возраст – это период юности, мечтаний, признания сверстниками, самоутверждения. Юноши и девушки начинают оценивать свои действия и поступки, соотносить их с требованиями общества. По ходу накопления определенного социального опыта, в частности, опыта социального взаимодействия, формируется оценка самого себя [4].

Наше исследование взаимосвязи самооценки личности студента и его положения в группе проводилось на базе Марийского государственного университета. В нем приняли участие студенты 3-их курсов в количестве 50 человек. Для выявления самооценки личности применили методику «Исследование самооценки и уровня притязаний» Т. Дембо и С.Я. Рубинштейна [6]. Анализ полученных данных показал, что у 47% студентов уровень самооценки адекватный. Студенты реально оценивают свои возможности и ставят перед собой те цели и задачи, которые могут выполнить, критично анализируют свои действия и могут реально определить причину своих успехов или неудач. У 20% испытуемых уровень самооценки высокий. Данные студенты существенно завышают свои возможности, готовы гарантировать свой успех в той области, в которой абсолютно некомпетентны. У 33% опрошенных низкий уровень самооценки. Для этих студентов характерно восприятие любой неудачи слишком тяжело, чаще всего они не уверены в своих успехах и боятся начать делать что-то новое. Они испытывают чувство вины даже тогда, когда их не в чем обвинить. Боясь неудач и не желая подвести своих товарищей, не берутся за выполнение какого-либо ответственного дела. Как правило, они стараются сидеть тихо, находясь в своем мире.

Для определения социометрического статуса личности нами была использована методика «Социометрия» Дж. Морено [6]. В группе «звездный» статус имеют 6% студентов, статус «предпочитаемых» — 13%, статус «принятых» — 53% и статус «непринятых» имеют 20%. Студентов со статусом «отвергнутые» нет. 40% ребят с высоким уровнем самооценки имеют относительно высокий групповой статус, стараются сохранять его, хотя не всегда реальными делами, а скорее поддерживая созданный имидж. Среди обладателей «звездного» статуса  оказалось 70% студентов с адекватной самооценкой. В числе «непринятых» большинство были студенты с низкой и крайне высокой самооценкой.

Анализ данных исследования показал, что не только самооценка влияет на социометрический статус, но социометрический статус влияет на самооценку. И не всегда высокий социометрический статус соответствует тому, что у индивида высокий уровень самооценки.

 

Литература:

  1. Горобинский М.В., Ветвицкая С.М. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека[Электронный ресурс]. Журнал «Международный студенческий научный вестник». – 2017. — №6.

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17850 (дата обращения: 27.11.2019)

  1. Подольская Е.А. Противоречивость социального статуса современного студента: социологическое измерение [Электронный ресурс]. Журнал «Ценности и смыслы», 2010.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechivost-sotsialnogo-statusa-sovremennogo-studenta-sotsiologicheskoe-izmerenie (дата обращения: 25.11.19)

  1. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. – М.: ИН-т психологии РАН, 2011. – 398 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов/ Г.М. Андреева – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 365 с.
  3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 319 с.
  4. Психологические тесты/ под ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Т. 2.