Правовая культура молодёжи является основой её будущей гражданской ответственности, правового сознания, самостоятельности, к способности её адаптации на рынке труда, и к социализации в обществе в целом.
В современных условиях жизни очень важно владеть правовой информацией и грамотно владеть ей.
В условиях модернизации российского общества остро стоит проблема повышения общего уровня правового сознания, преодоления правового нигилизма, изучения проблем ресоциализации личности как механизма целенаправленного повышения правовой культуры несовершеннолетних.
В ходе нашего исследования мы попытались выяснить какова учебная база в области правовых знаний наших учащихся. Исследование показало, что в общем результате, ребята обладают средними, порой неплохими знаниями по праву. Всего респондентов 50 из 10 и 11 классов СОШ № 10 г. Якутска, мужчин 30 и женщин 20. Респондентов в возрасте от 15-17 лет 80% (40 чел.), и респондентов 18-и лет 20% (10 чел.).
На 1 вопрос: «Какое понятие, по вашему мнению, отражает наиболее точно понятие «Право» — 50% (25 чел.) респондентов ответили верно — это норма поведения. Из них мужчин 40% (10 чел.) и женщин 60% (15 чел.). В возрасте от 15-17 лет 76% (19 чел.) респондентов, и от 18 лет 24% (6 чел.) респондентов.
На 2 вопрос: «С какого возраста гражданин РФ имеет право участвовать в демократических выборах» — верно ответили 90% (45 чел.) респондентов — с 18 лет. Из них мужчин 60% (27 чел.) и женщин 40% (18 чел.). В возрасте от 15-17 лет 78% (35 чел.) респондентов, и от 18 лет 22% (10 чел.) респондентов.
На 3 вопрос: «Знаете ли Вы с какого возраста гражданин РФ имеет право самостоятельно вступать в брак?» — ответили верно 70% (35 чел.) респондентов — с 18 лет. Из них мужчин 51% (18 чел.) и женщин 49% (17 чел.). В возрасте от 15-17 лет 77% (27 чел.), и от 18 лет 23% (8 чел.). 10 респондентов ответили неверно, и 5 респондентов затрудняются ответить.
На 4 вопрос: «Знаете ли вы, с какого минимального возраста наступает уголовная ответственность гражданина в РФ?» — 78% (39 чел.) ответили верно — с 16 лет. Из них мужчин 56% (22 чел.) и женщин 44% (17 чел.). В возрасте от 15-17 лет 77% (30 чел.), и от 18 лет 23% (9 чел.) респондентов. 8 респондентов ответили неверно, и 3 респондента затрудняются ответить.
На 5 вопрос: «Приходилось ли вам оказываться в ситуациях, когда вы ощущали недостаток правовых знаний?» — Ответили «да» 90% (45 чел.) респондентов среди них мужчин 64% (29 чел.) и женщин 36% (16 чел.), в возрасте от 15-17 лет 82% (37 чел.), и от 18 лет 18% (8 чел.). Ответили «нет» 10% (5 чел.) респондентов из них мужчин 20% (1 чел.), и женщин 80% (4 чел.) респондентов, в возрасте от 15-17 лет 60% (3 чел.), и от 18 лет 40% (2 чел.) респондентов.
На 6 вопрос: «Что является для вас основным источником получения правовой информации?» — Ответили «СМИ» 8% (4 чел.), респондентов. Ответили «Учителя, родители» 36% (18 чел.) респондентов. Ответили «Интернет» 52% (26 чел.) респондентов. Ответили «Другое» 4% (2 чел.) респондентов.
На 7 вопрос: » Совершаете ли вы мелкие правонарушения в повседневной жизни?» — Ответили «Никогда» 24% (12 чел.) респондентов. Ответили «Иногда» 58% (29 чел.) респондентов. Ответили «Часто» 12% (6 чел.). Ответили «Очень часто» 6% (3 чел.) респондентов.
На 8 вопрос: «Как бы вы поступили, зная ,что за совершённое вами преступление, ответственность понесёт кто-то другой?» — Ответили «Сознался» 56% (28 чел.) респондентов. Ответили «Промолчал» 24% (12 чел.). Ответили «Не знаю» 20% (10 чел.) респондентов.
На 9 вопрос: «Как вы думаете, чем поможет вам знание закона в будущем?» — Ответили «Позволит защитить личные гражданские права во всех ситуациях» 16% (8 чел.) респондентов. Ответили «Поможет легко регулировать взаимоотношения с органами власти» 24% (12 чел.) респондентов. Ответили «Поможет справедливо решать спорные вопросы с другими гражданами» 20% (10 чел.) респондентов. Ответили «Поможет контролировать правильность оформления имущественных документов» 14% (7 чел.) респондентов. Ответили «Поможет избегать противозаконных действий» 26% (13 чел.) респондентов.
На 10 вопрос: «Ваше отношение к людям, которые совершили административное правонарушение?» — Ответили «Негативное» 42% (21 чел.) респондентов. Ответили «Нейтральное» 48% (24 чел.) респондентов. Ответили «Положительное» 10% (5 чел.) респондентов.
На основании вышеизложенного, вопросы о правовом поведении представляют для нас картину-большинство респондентов честно заявили, что их поведение не всегда является правомерным и в повседневной жизни совершаются различные правонарушения. И отношение к ним у учащихся достаточно противоречивое. Поэтому, в итоге проведённого нами количественно-качественного анализа результатов, мы можем смело утверждать, что учащиеся 10 и 11 классов СОШ №10 г. Якутска, как категория молодёжи, обладает среднестатистическими правовыми знаниями, но их правовое поведение не всегда правомерное.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости организаций систематической работы по формированию правовой культуры учащихся. Правовое воспитание и обучение призваны сформировать у учащихся современное правовое мышление, помочь новому поколению, российской молодежи войти во взрослую жизнь
Список использованной литературы:
1) Бондарев А. С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. №4 (26).
2) Куклин С. В. Правовая культура и правовое мышление в современном обществе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2017. №4.
3) Костина К. А. Правовая культура в сфере правового регулирования: понятие и сущность // Вестник ТГУ. 2012. №9.
References:
1) Bondarev A. S. Pravovaja kul’tura obshhestva: problemy ponjatija i struktury // Bulletin of Perm University. Jurisprudence. 2014. №4 (26).
2) Kuklin S. V. Pravovaja kul’tura i pravovoe myshlenie v sovremennom obshhestve // Bulletin of SUSU. Series: Right. 2017. №4.
3) Kostina K. A. Pravovaja kul’tura v sfere pravovogo regulirovanija: ponjatie i sushhnost’ // Bulletin of the TSU. 2012. №9.
Приложение №1
Анкетный опрос
Уважаемый респондент! Я, Шамаев Арсентий Владиславович, студент «Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова», Юридического факультета провожу анонимное анкетирование для социального исследования, ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
Вопрос №1.
Какое из указанных ниже понятий, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает смысл понятия «Право?» (укажите Один вариант ответа)
- a) Норма поведения b) порядок c) справедливость d) возможность e) защищенность
- f) безнаказанность
Вопрос №2.
С какого возраста гражданин РФ имеет право участвовать в демократических выборах (избирать, голосовать)
- a) 16лет b) 18лет c) 21год d) затрудняюсь ответить
Вопрос №3.
Знаете ли Вы с какого возраста гражданин РФ имеет право самостоятельно вступать в брак?
- a) 14 лет b) 16 лет c) 18 лет d) затрудняюсь ответить.
Вопрос №4.
Знаете ли вы, с какого минимального возраста наступает уголовная ответственность гражданина в РФ?
- a) 14лет b) 16 лет c) 18 лет d) затрудняюсь ответить.
Вопрос №5.
Приходилось ли вам оказываться в ситуациях, когда вы ощущали недостаток правовых знаний?
- a) Да b) Нет c) Затрудняюсь ответить.
Вопрос №6.
Что является для вас основным источником получения правовой информации?
- a) СМИ b) Учителя, родители c) Интернет d) Другое
Вопрос №7.
Совершаете ли вы мелкие правонарушения в повседневной жизни?
- a) Никогда b) Иногда c) Часто d) Очень часто
Вопрос №8.
Как бы вы поступили, зная ,что за совершённое вами преступление, ответственность понесёт кто-то другой?
- a) Сознался b) Промолчал c) Не знаю
Вопрос №9.
Как вы думаете, чем поможет вам знание закона в будущем?
- a) Позволит защитить личные гражданские права во всех ситуациях
- b) Поможет легко регулировать взаимоотношения с органами власти
- c) Поможет справедливо решать спорные вопросы с другими гражданами
- d) Поможет контролировать правильность оформления имущественных документов
- e) Поможет избегать противозаконных действий
Вопрос №10
Ваше отношение к людям, которые совершили административное правонарушение?
а) Негативное
- b) Нейтральное
- c) Положительное
Данные респондента:
1) Ваш пол? а. Мужской б. Женский
2) Ваш возраст? а. 12-14 лет б. 15-17 лет в. 18 лет