Тема оружия всегда была актуальной для человека, оружейные технологии возникли одновременно с появлением человечества и развивались на протяжении всей истории цивилизации. От оружия зависит самое главное, для любого человека — его жизнь. Статьей 222 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов [6].
По требованию федерального закона «Об оружии» [7] владельцы огнестрельного оружия должны представить документы для продления разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия в подразделение ЛРР не позднее одного месяца до окончания срока действия. В случае изменения адреса проживания гражданин обязан в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обратиться в ОЛРР с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия. Этот же срок установлен для регистрации приобретенного оружия.
По итогам 2018 года число выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия сократилось на территории Республики Саха (Якутия) на 8,0%. В 2017 году – 300 преступлений, в 2018 году – 276. Меньше совершено преступлений с применением огнестрельного оружия на 2,3 %, в 2017 году – 88 преступлений, в 2018 году – 86 [3].
Не зарегистрировано связанных с незаконным оборотом оружия в Оленекском, Алданском, Момском, Эвено-Бытантайском, Усть-Янском, Таттинском, Среднеколымском и Нижнеколымском районах. Между тем, наибольший их прирост зафиксирован в Нерюнгринском (2018 – 4 преступления), Олекминском (2017 – 5 преступлений, 2018 – 9 преступлений), Томпонском (2017 – 2 преступлений, 2018 – 7 преступлений), Усть-Алданском (2018 – 4 преступления) районах [3].
За отчетный период с применением оружия совершено 34 убийства, 79,4 % убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия совершено на бытовой почве, 67,6 % совершено в состоянии алкогольного опьянения. За совершение преступления изъято всего 76 единиц оружия, в том числе 51 единица незаконно хранящегося оружия.
Как показывает анализ уголовных дел, возбужденных ОВД РС (Я) по ст. 226 УК РФ [6] (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) в подавляющем большинстве случаев объектом преступного посягательства являлось оружие, находившееся в частном владении граждан. Эти преступления в основном совершались попутно при краже чужого имущества. Указанные факты свидетельствуют об имеющихся упущениях отделов внутренних дел республики и в первую очередь по выявлению и своевременному изъятию из оборота огнестрельного оружия у владельцев за нарушение установленных правил его хранения, учета и использования, а также у граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и семейных дебоширов.
В МВД РС (Я) разработана инструкция по приему у граждан предметов вооружения на возмездной основе, по которому гражданин сдает предмет вооружения в дежурную часть ОВД и пишет заявление о добровольной сдаче и обязательно получает корешок квитанции о сдаче оружия у дежурного ОВД. После процедуры проверки оружия по данным ОВД, комиссией определяется сумма вознаграждения сдавшему гражданину. Заключение комиссии передается в МВД РС (Я) после чего в ОВД принявший предмет вооружения перечисляется определенная сумма для выплаты гражданину сдавшего предмет вооружения. С начала работы по приему добровольно сданных предметов вооружения всего принято 290 единиц оружия и основных частей, из них нарезных -24 ед., гладкоствольных — 256 ед., газового — 10 ед., боеприпасов -11371 шт., взрывчатых веществ — 0,7 кг., взрывных устройств — 1 шт., на общую сумму 326638 рубля [4.]
В числе основных источников пополнения нелегального рынка оружия и боеприпасов является изготовление средств поражения на основе списанного оружия.
Среди причин, способствовавших совершению вооруженных преступлений, основными являются [1, с. 89]:
— Халатное отношение собственников к хранению и ношению оружия;
— Несоблюдение правил его использования и применения, небрежная транспортировка, а также передача оружия другому лицу.
Меры, принимаемые органами внутренних дел, не достаточно влияют на масштабность незаконного распространения оружия и боеприпасов. Одной из причин, способствующей поступлению вооружения в преступную среду и совершения преступлений с его использованием, является небрежное хранение (ст. 224 УК РФ) и ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК РФ) [1].
Несмотря на принимаемые меры, огнестрельное оружие продолжает неправомерно использоваться в хулиганских целях, для совершения тяжких преступлений. Основной причиной значительного числа противоправных деяний с оружием, в том числе тяжких, являются бытовые конфликты. Причем чаще всего — на почве злоупотребления спиртными напитками. Нередки также преступления, совершенные из-за нарушения правил хранения, ношения, перевозки оружия, последствиями которых зачастую являются случаи хищения и утраты оружия. Немало выявляется и фактов незаконной охоты. Анализ причин преступных деяний с оружием свидетельствует о том, что большинству из них предшествовали межличностные конфликты, в т.ч. в нетрезвом состоянии (26 или каждое 2-ое). В Якутии с начала 2019 года произошло уже 54 преступления с применением огнестрельного оружия. При чем в каждом третьем-четвертом случае противоправные действия были совершены из подучетного оружия владельцев.
Борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств — одно из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Несмотря на то, что доля таких преступлений составляет чуть более 1% от общего числа всех преступлений, они являются серьезной проблемой, так как порождают более тяжкие преступления — заказные убийства, разбойные нападения и терроризм. Статистика показывает, что чем больше подобных дел раскрывается, тем меньше совершается тяжких и особо тяжких преступлений [5, с. 152].
Таким образом, в Республике Саха (Якутия) необходимо усилить работу по выявлению и изъятию незаконного хранящегося огнестрельного оружия у физических и юридических лиц, активизировать координационную деятельность органов внутренних дел в целях повышения эффективности противодействия преступным проявлениям данной категории. Незаконный оборот оружия представляет серьезную угрозу безопасности, оставаясь одним из главных катализаторов насильственной преступности, включая террористическую деятельность.
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что положения уголовного закона не являются панацеей для предупреждения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Законодателю и правоохранительным органам предстоит большая работа, направленная на выявление и решение имеющихся проблем, и нахождение оптимального пути их решения.
Список литературы:
- Задоян А.А., Мацкевич И.М., Чучаев А.И. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия: монография. М.: Проспект, 2017. — 189 с.
- Законодатели усилят борьбу с незаконным оборотом оружия Электронный ресурс. Режим доступа: http://sakhamedia.info/2018/10/20/zakonodateli-usilyat-borbu-s-nezakonnym-oborotom-oruzhiya/
- Информационно-аналитическая записка о результатах деятельности органов внутренних дел по Республике Саха (Якутия) за 2018 год Электронный ресурс. Режим доступа: https://14.xn--b1aew.xn--p1ai/document/16999711
- Наумов А.Д. Незаконный оборот оружия и боеприпасов в республики Саха (Якутия) // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции. — 2017. — № 12. — С. 124-130.
- Самаркин П.С., Фирсов О.В. Отдельные проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия // Молодой ученый. — 2018. — №38. — С. 151-154.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об оружии». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru