Инвестиции являются неотъемлемой составляющей экономики любой страны и наиболее значимым фактором социально-экономической системы государства. Количественные изменения инвестиций отражаются на всех сферах национального хозяйства, поэтому вопросы их привлечения являются важнейшими задачами инвестиционной политики государства.
В России основными потребителями инвестиций выступают регионы, среди которых особое значение для развития национальной экономики имеют регионы Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). В силу особенностей арктического макрорегиона, а именно экстремальности климата, периферийности и масштабов территорий [2, с. 6], неразвитости инфраструктуры [3, c. 69], особенностей расселения, миграционного оттока населения [4] и пр., их освоение и развитие невозможно без привлечения инвестиционных ресурсов.
Исследование методологических аспектов управления инвестиционной деятельностью в регионах АЗРФ, проводимое нами ранее [6, с. 501] показало, что инвестиционная политика большинства арктических регионов России нацелена на активизацию инвестиционной деятельности. Для определения возможностей повышения инвестиционной активности в настоящей статье был выполнен анализ развития инвестиционных процессов в арктических регионах за 2000-2018 гг., включая анализ имеющихся у них источников финансирования, поскольку их состояние и доступность определяет эффективность реализации региональной инвестиционной политики.
Анализ показал, что в целом по АЗРФ поступления инвестиций за анализируемый период выросли в 7,5 раз. Наибольший рост был характерен для регионов полностью входящих в состав АЗРФ (рисунок 1), в частности для Чукотского (поступления инвестиций в округ за весь период возросли в 16,1 раз) и Ненецкого (7,3 раза) автономных округов.
Рисунок 1. Темпы роста инвестиций в основной капитал, в сопоставимых ценах (2000 г. = 100%)
Источник: рассчитано автором.
Динамика структуры источников финансирования инвестиционной деятельности в АЗРФ в 2000-2018 гг. характеризовалась увеличением удельного веса собственных средств с 49,3 % до 53,7 % (в среднем по стране с 47,7% до 51,3%), что свидетельствует о повышении финансовой устойчивости большинства арктических регионов[1]. Наиболее заметные изменения были характерны для Ненецкого автономного округа, в котором доля собственных средств выросла за исследуемый период в 3,1 раза (с 24,9 % до 79,0 %). Также обращает на себя внимание увеличение совместной формы собственности распределения инвестиций, особенно в Ямало-Ненецком автономном округе, что позволяет говорить об эффективном развитии государственно-частного партнерства в регионе.
Анализ распределения инвестиций по формам собственности за исследуемый период свидетельствует о преобладании отечественных инвестиций (рис.2), доля которых в целом по АЗРФ в 2018 г. составила 82,4% (в среднем по стране – 84,8%). При этом если в 2000 г. отечественные инвестиции преобладали в основном в восточной части АЗРФ (например, в Якутии они составляли 99,6% в общем объеме капитальных вложений), то в 2018 г. наибольший удельный вес отечественных инвестиций был отмечен в старопромышленных регионах западной части.
Рисунок 2. Форма собственности распределения инвестиций в основной капитал, %
В качестве негативной тенденции следует отметить снижение притока иностранных инвестиций в Арктику. Так, с 2012 г. их доля в структуре источников финансирования инвестиционной деятельности в целом по АЗРФ сократилась в более чем в два раза (с 10,1% до 4,1%). Снижение поступлений инвестиций из-за рубежа напрямую обусловлено негативным воздействием кризисных явлений последних лет, и особенно введением экономических санкций, которые привели не только к значительному сокращению финансирования и сворачиванию международного сотрудничества, но и ограничению доступа отечественных нефтегазовых компаний к технологиям шельфовой добычи. Из-за санкций многие иностранные компании были вынуждены приостановить либо существенно ограничить участие в реализации перспективных проектов на арктическом шельфе [1, с.44-48].
Однако, несмотря на давление санкций, международное сотрудничество в Арктике все же продолжается, подтверждением чему служит активная реализация проекта «Ямал СПГ» совместно с китайскими партнерами. Это дает основания предполагать, что в среднесрочном периоде инвестиционная активность в российской Арктике сохранится на настоящем уровне.
Список литературы:
1.Вякина И.В. Воспроизводство основного капитала в условиях инвестиционного кризиса: институциональные факторы и ограничения // Проблемы современной экономики. 2017. №1 (61). С. 44-48.
2.Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. Сценарии развития арктического региона (2020–2035 гг.) // Арктика и Север. 2019. № 35. С. 5–24. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5.
3.Кондратов Н.А. Особенности развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России // Географический вестник. 2017. № 4 (43). С. 68–80. DOI 10.17072/2079-7877-2017-4-68-80.
4.Корчак Е.А. Арктическая зона России: социальный портрет регионов. Апатиты: КНЦ РАН, 2017. 101 с.
5.Наумов И.В. Финансовая устойчивость территории. Основные показатели и индикаторы ее оценки // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 35-42.
6.Serova N.A. Regional Investment Policy Formation in the Russian Arctic // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. Vol. 298. Pp.499-501. Doi: 10.2991/essd-19.2019.109
[1] Для обеспечения финансовой устойчивости данный показатель не должен опускаться ниже уровня 50 %. [5].