Ученые доказали, что основной фактор, который влияет на здоровье – это образ жизни и осознанная забота о своем здоровье. Аристотель порядка двух тысяч лет назад написал, что здоровье человека зависит от воспитания, и во многом для жителей России зависит от педагогов. По мнению специалистов, дошкольный возраст является «критическим» периодом жизни детей. Все более острее становится проблема сохранения и укрепления здоровья детей, в этом вопросе требуется серьезное педагогическое осмысление.
На сегодняшний момент общество испытывает потребность в активной, самостоятельной и творческой личности, которая бы обладала ярко выраженными индивидуальными качествами и способна реализовать свои личностные запросы, при этом решать проблемы общества. Одним из основных факторов для успешной социализации ребенка, его становления как личности, выступает его психическое и физическое развитие; в привитии ребенку с раннего возраста культуры здоровья большую роль играет детский сад. Именно дошкольный возраст можно считать важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Специалисты выделяют следующие стрессы:
— неправильная организация физической активности;
— вредные привычки;
— низкий уровень культуры здоровья;
— недостатки материально-технического оснащения (размеры мебели, климат-контроль, освещение);
— организация питания;
— недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах профессионального здоровья;
— недостаточная работа с семьей в аспекте здоровьесбережения.
Традиции системы дошкольного образования, а также их развитие, обеспечивают положительные тенденции укрепления и охраны здоровья воспитанников. В настоящее время, по данным системы здравоохранения, состояние детей дошкольного возраста, к сожалению, снижается. Поэтому сегодня становится актуальным и значимым поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников называют «здоровьесберегающими технологиями».
Такие технологии представляют собой систему мер, которая учитывает важнейшие характеристики образовательной среды. В иерархии запросов к результатам общего образования требование сохранения здоровья детей стоит на первом месте. Согласно материалам проекта «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования», большая часть опрошенных людей (семьи, дошкольные специалисты, медицинские ассоциации, педагогическая общественность) данный пункт внесли в первую пятерку запросов участников образовательного процесса. Также в нормативно-правовых документах российского образования отмечены важные задачи детского сада: создание комфортных условий для учебного процесса, обеспечение индивидуального подхода, создание мотиваций и условий для здорового образа жизни.
Было проанализировано состояние здоровья детей в дошкольном учреждении №90 «Ласточка» в городе Калуга. Можно отметить, что за последнее десятилетие количество здоровых детей снизилось с 30 до 15%, количество детей с хроническими заболеваниями увеличилось с 17 до 20%. Порядка 20-27% детей относятся к категории длительно и часто болеющих. У 90% детей дошкольного возраста отмечаются стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – слабость мышц брюшного пресса, плоскостопие, нарушение осанки, неравновесный мышечный тонус.
У 20-30% детей старшего дошкольного возраста невротические проявления и согласно прогнозам, около 85% этих детей уже являются потенциально больными сердечно-сосудистыми заболеваниями.
50% детей требуется психокоррекция, поскольку у них серьезные психологические проблемы. Большая часть детей дошкольного возраста страдает дефицитом движений и сниженным иммунитетом. А их мышечная нагрузка уменьшается по объективным причинам: дети почти не имеют возможности играть в подвижные игры во время прогулки, к тому же некоторые родители слишком увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (посещение разнообразных кружков, компьютерные игры).
После анализа результатов было проведено анкетирование с целью выявления знаний педагогов и использование ими здоровьесберегающих технологий.
Оказалось, что 80% педагогов используют их нерегулярно, только 10% используют их постоянно и 10% в своей работе не применяют здоровьесберегающие технологии, что свидетельствует о низкой осведомленности педагогов.
Педагогическая система эффективно функционирует и развивается лишь когда соблюдаются определенные условия. Особой чертой определения «педагогические условия» выступает то, что в него включены элементы всех составляющих процесса формирования ценностей здорового образа жизни.
Сафонова Л.В. считает, что педагогические условия – это обстоятельства процесса обучения, они являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и использования элементов содержания, организационных форм и методов обучения для достижения конкретных дидактических целей.
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ЗОЖ будет результативным при соблюдении некоторых педагогических условий:
1.Тесное взаимодействие ДОО и семьи относительно вопросов формирования представлений о ЗОЖ у детей.
Семья является источником и важным звеном передачи детям социально-исторического опыта, в том числе опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между гражданами. При этом семья всегда была и будет основным институтом воспитания и социализации детей.
2.Использование современных здоровьесберегающих технологий.
В дошкольном образовании выделяют следующие здоровьесберегающие технологии: физкультурно-оздоровительные, медико-профилактические, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, здоровьеобогащение и здоровьесбережение педагогов дошкольного образования, просвещение родителей и здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном учреждении.
Можно с уверенностью сказать, что именно образовательное учреждение помимо обучения знаниям и умениям строить свою деятельность, несет ответственность и за формирование позитивного отношения к здоровью личности. Оно призвано создать педагогическое сопровождение и насыщенную образовательную среду, которая будет способствовать сохранению здоровья, при этом испольуя современные научные достижения.
Список литературы
1.Сафонова, Л.В. Формирование здоровьесберегающей среды ОУ в условиях использования информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] / Л.В. Сафонова. – Режим доступа: www.Myshared.ru (дата обращения: 01.11.2013).
2.Сивоконь, Е.Е. Здоровьесберегающие технологии в информатизации системы образования / Е.Е. Сивоконь // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного ун-та. – 2013. – № 1. – С. 71-73.
3.Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: standart.edu.ru (дата обращения: 01.11.2013).