СОВРЕМЕННЫЙ КЕЙТЕРИНГ: ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

22 мая 12:01

Кейтеринговая компания, согласно ГОСТ Р 55051-2012,  относится к предприятиям индустрии питания и оказывает услуги по организации выездного обслуживания мероприятий различного назначения [1]. Согласно распространенной классификация выделяют кейтеринговые услуги:

– по классовой сегментации – низкобюджетный, среднебюджетный и высокобюджетный кейтеринг;

– по сферам деятельности – кейтеринг в дестинации индустрии питания, выездной кейтеринг, доставка корпоративного питания, социальный кейтеринг, розничная продажа готовой продукции, VIP-кейтеринг, мобильный бар;

–  по видам организации деятельности – организация банкетов, фуршетов, коктейлей, услуги «шведский стол», благотворительных мероприятий, пикников, кофе- брейков, срочных заказов;

– по типам обслуживания – индивидуальное, корпоративное;

– по виду компании – кейтеринг службы, компании (отели, гостиницы) для которых кейтеринг является дополнительной услугой.

По данным исследования NeoAnalytics, товарооборот от  кейтеринговых услуг в России за 2018 год составил 35 млрд. рублей, что составляет 2,2 % от общего оборота общественного питания.

Рисунок 1 – Оборот рынка кейтеринговых услуг в России за 2015-2018 года [2]

 

 Максимальный объем товарооборота  российского рынка  кейтеринговых услуг, исходя из наиболее возможного уровня потребления продукции общественного питания, оценивается в 500-600 млрд. руб. На современном этапе сохраняется высокий потенциал для перспективного роста и развития кейтеринговых услуг.

Проведя анализ целевой аудитории, было выявлено, что 62% заказов кейтеринговых услуг было предоставлено корпоративным клиентам (рис.2). Следовательно, наиболее перспективным сегментом является – корпоративный.

 

Рисунок 2 – Анализ целевой аудитории

 

Современный кейтеринг – это комплекс услуг индустрии питания вне предприятия, который включает в себя следующие элементы: презентацию блюд, оформление и сервировку стола, выдерживание  фирменного стиля мероприятия (рис.3).

Рисунок 3 – Элементы  современного кейтеринга

 

Если говорить о ценовых сегментах российского рынка кейтеринговых услуг, то он подразделяется на экономичный сегмент, средний сегмент и премиальный сегмент.  Экономика деятельности данных сегментов представлена схематично (рис.4).

 

Рисунок 4 – Ценовые сегменты рынка кейтеринговых услуг в экономике деятельности предприятий индустрии питания

 

Рынок экономичного сегмента делает услугу выездного обслуживания  доступной для массового круга заказчиков, в среднем сегменте наблюдается переорентация клиента  с цены на новые услуги, площадки, варианты оформления и презентации блюд и т.д. [3]. Премиальный сегмент позволяет рынку кейтеринговых услуг развиваться в инновационном  направлении.

Сегодня кейтеринговые компании должны учитывать современные тренды, популярные тенденции в презентации кулинарной продукции, оформлении и декоре помещения, грамотно применять новации в сервировке и оформлении стола.  В условиях жесткой конкуренции в индустрии гостеприимства важно не отставать от стремительно меняющихся направлений развития в кейтеринге. В таблице 1 охарактеризованы современные тренды развития кейтеринговой индустрии.

Таблица 1 – Основные тренды в кейтеринге

Современные тренды

Характеристика

Единый стиль мероприятия

– Ассортимент блюд;

– презентация блюд;

– оформление и сервировка стола;

– оформление зала и т.д.

Анимационные станции –  это способ удивить гостей интересной подачей блюд и ярким шоу во время мероприятия

– Станция WOK. Позволяет гостям готовить лапшу, складывая индивидуальное блюдо из 30 – 40 базовых компонентов;

– карвинг-станция; процесс разделывания мяса: бараньих окороков, хамона и т. п.;

– фламбе, подвид анимации, предполагающий использование огня. На открытом пламени готовят десерты, мясо, овощи;

– молекулярная станция. Эффектная станция с использованием жидкого азота;

– станция салат-бар;

– станция с домашними лимонадами и т.д.

Персонификация

Несколько отдельных меню: вегетарианское, безглютеновое, мясное и т.п.

Шоу-кукинг

 Приготовление блюд на глазах у гостей от шеф-повара

Эко кейтеринг

Использование экологически чистых продуктов

Формат «Еда под приятную музыку»

Вовлечение гостей в процесс создания блюда;

– гастрономическая анимация;

– формат кулинарного поединка;

– оригинальное сочетание ингредиентов;

–эксперимент с внешним видом персонала;

– особый стиль общения с гостями;

– мероприятия по мотивам блокбастеров и т.д.

 

Кейтеринговые услуги индустрии питания имеет свои преимущества и недостатки (рис.5).

Рисунок 5 – Преимущества и недостатки кейтеринга

Значительное место при оказании кейтеринговых услуг в Европе уделено месту проведения мероприятия. Большой популярностью пользуются нестандартные объекты: музеи, стадионы, старинные замки, дельфинарии, зоопарки и многое другое. Что касается самого обслуживания, то и здесь европейские кейтеринговые компании стремятся к нетрадиционным вариантам. Неизменным остается желание гостей принимать пищу продолжительное время в комфортной обстановке.

Еще одно отличие Европы от России – средний возраст обслуживающего персонала. В России он составляет 21 год, а в европейских странах 30 лет. Поэтому в Европе персонал более образован, знает языки, обладает высокой техникой обслуживания.

Из всего перечисленного, делаем вывод, что современный кейтеринг – это гибкая система работы в сфере индустрии питания по выполнению  потребностей и пожеланий клиентов. У данного направления имеется большой потенциал одного из направлений развития предприятий индустрии питания.

 

Список литературы:

1.     ГОСТ Р 55051-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу. Public catering services. General requirements for catering.

2.     http://www.neoanalytics.ru/

3.     Погодин К. Ресторан выездного обслуживания (кейтеринг): с чего начать, как преуспеть. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.: ил