Понятие автономия — означает «самоуправление, независимость в управлении» в большинстве случаев, фиксирующая культурные и экономические особенности автономной единицы. Позиция автономии в образовании согласно определению В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева не «допускает вмешательство органов центральной и местной власти в деятельность школы». Притом, допуская за образовательным учреждением право на «свободный выбор содержания образования и форм организации учебного процесса», авторы не приписывают к признакам автономии школы его «финансово хозяйственную деятельность» [1, с. 175-180].
В особенности значимым нам является понятие о роли развития автономии школы, как о «средстве повышения ее эффективности». По мнению некоторых авторов «рост автономии ─ это не только увеличение прав, это такое же увеличение задач и ответственности». Е.И. Огорев выделяет два вида автономии ─ внешнюю и внутреннюю. При этом, первый вид «относится к управлению образованием» и подразумевает усиление органов самоуправления школы, а также большую независимость образовательного учреждения по отношению к вышестоящей администрации. Внутренняя автономия, так же, выражается в выборе профиля школы, разнообразия учебного плана, программ, учебников, внеклассной работы, большей свободе учителя, иными словами «прежде всего, отражается на содержании образования». Совместно с этим, писатель акцентирует внимание, что автономной школе предоставляется возможность «самостоятельно формировать педагогический коллектив, распоряжаться финансами, развивать свою материально-техническую базу» [2, с. 145].
Большая часть ведущих стран рассматривает школу в качестве образовательного и жизненного пространства, которая «не может оставаться замкнутой в национальных схемах, а должна открыться транснациональным предложениям в соответствии с процессом интеграции». Школа пребывает в центре реформ как «относительно самостоятельная единица». При этом в строю с традиционным демократическим аргументом теории реформы образования подчеркивается, так называемый, организационно-теоретический аспект. Он может быть сформулирован соответствующим образом: центральное административное регулирование образованием не позволяет эффективно управлять этой сферой. По этой причине один из обстоятельств последующего формирования и увеличения свойства образования в Европе является его «дерегулирование» и «децентрализация». В отношении управления школами это означает «передачу функций вниз при одновременном изменении режима контроля». Как правило, характеризуя эффективное образовательное учреждение, акцентируют последующие его особенности:
— Выстроенная внутренняя структура образовательной системы школы в четкий характерный профиль учреждения, скоординированный с районными и общественными отличительными чертами;
— Достигнутое согласие между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса (администрацией, учителями, родителями, обучающимися) касательно важных перед школой целей и задач, а кроме того путей их осуществлении;
-Укомплектованный штат высокопрофессиональными педагогическими кадрами, который может на практике осуществить независимость преподавания и осознающими свою обязанность;
— Установленная взаимосвязь среди образовательных учреждений и окружающей среды благодаря открытости школы.
Создать такое образовательное учреждение возможно только в случае если «школа получит достаточную самостоятельность в кадровых и финансовых вопросах». Это подразумевает повышение значимости местных органов управления образованием, демократизацию школьного управления за счет расширения полномочий школьных советов и администрации при определении стратегии развития школы, реализацию спектра прав и свобод участников образовательного процесса, кооперацию образовательного учреждения с внешкольными партнерами. В свете подобных преображений внутренняя и внешняя система управления образовательным учреждением должна быть наиболее гибкой, что, в свою очередь, повлечет за собой изменение соотношения между государством и школой. Формирование самостоятельности – автономности учебного заведения никак не исключает государственный надзор за образованием, а только «перемещает его от классического выборочного контроля к оценке функционирования школы в целом». Таким образом, В данной статье мы рассмотрели эффективный стиль управления на современном этапе развития образ.
Литература:
- Онушкин В.Г. К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9-2. – С. 175-180;
- Огарев Е. И. Непрерывное образование: основные понятия и термины (тезаурус) / Е. И. Огарев ; Рос. акад. образования, Гос. науч. учреждение «Ин-т образования взрослых». — Санкт-Петербург : ГНУ ИОВ РАО, 2005 (СПб. : Тип. ГНУ ИОВ РАО). — 145 с.
References
- Onushkin V.G. K VOPROSU O SISTEME NEPRERYVNOGO PROFESSIONAL’NOGO OBRAZOVANIYA // Uspekhi sovremennogo yestestvoznaniya. — 2014. — № 9-2. — S. 175-180;
- Ogarev Ye. I. Nepreryvnoye obrazovaniye: osnovnyye ponyatiya i terminy (tezaurus) / Ye. I. Ogarev; Ros. akad. obrazovaniya, Gos. nauch. uchrezhdeniye «In-t obrazovaniya vzroslykh». — Sankt-Peterburg: GNU IOV RAO, 2005 (SPb.: Tip. GNU IOV RAO). — 145 s.
© А. В. Аммосов, 2018