Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека распознавать эмоции, намерения, мотивацию и желания других людей, включая собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями [1, с. 52]. Кросс-культурные исследования выявили различные тенденции между стилями воспитания родителей и эмоциональным интеллектом детей [2, с. 790-794]. В исследованиях современных китайских учёных было выявлено негативное влияние авторитарного родительского воспитания на формирование и развитие ЭИ детей [3, с. 598-606]. В 2017 году группа ученых из Национального Университета Тайваня, Государственного университета на Тайване, Государственного университета Тайваня провели исследование, которое было направлено на выявление влияния родительских стилей воспитания и ЭИ на психическое здоровье детей. Участниками исследования были китайские школьники и их родители из Китая, проживающие на Тайване. Всего приняли участие в опросе 675 школьников (310 мальчиков, 356 девочек и 9 детей, не указавших пол). Средний возраст школьников составил 10 лет; средний возраст родителей — 40 лет. 88 (13.1%) родителей указали наличие 12-летнего образования, 442 (65.5%) получили образование в средней школе или диплом о полном среднем образовании, 144 (21.4%) получили степень бакалавра или ученую степень. Ежемесячный доход семей респондентов колебался от 1334 и до 2665 долларов [7, с. 4-16].В ходе опроса респондентам было предложено оценить собственные стили воспитания, используя анкету “Стили воспитания”, которая охватывает 3 родительских стиля воспитания: авторитетный, авторитарный и традиционный для Китая стиль воспитания. Утверждения оценивались по 5-бальной шкале от 1 (никогда) и до 5 (всегда). Внутренняя последовательность анкеты для родителей (Cronbach’s α – коэффициент Альфа Кронбаха) продемонстрировала высокую внутреннюю последовательность для каждой из подшкал: α =.919 для авторитетного воспитания, α =.870 для авторитарного воспитания и α =.757 и традиционного для Китая стиля воспитания [5, с. 481-491] [7, с. 8-16].При анкетировании детей была использована краткая шкала оценки ЭИ (BEIS-10), который состоял из 10 утверждений. BEIS-10 оценивает пять параметров: оценка собственных эмоций, оценка эмоций других, регулирование собственных эмоций, регулирование эмоций других, использование эмоций [6, с. 198-208]. Внутренняя последовательность BEIS-10 составила .783 [7, с. 8-16].Краткая шкала оценки симптомов BSRS-5 (The Brief Symptom Rating Scale) посредством самообследования эмоций и чувств, которые испытывали школьники за прошедшую неделю измеряет тревожность, враждебность, депрессию, межличностную чувствительность и другие эмоциональные состояния.С целью установления взаимосвязи между каждой из переменных был проведён корреляционный анализ; были вычислены прямые, а также опосредованные воздействия значительных независимых переменных на зависимую переменную [8, с. 8]. Описательная статистика средств и стандартные отклонения переменных представлены в Таблице 1. Таблица 1. Значения, стандартные отклонения и диапазон переменных
Родительский стиль воспитания | Значение | SD | Минимальное значение | Максимальное значение | |||
Авторитетное воспитание | 3,85 | 0,62 | 1,53 | 5,00 | |||
Авторитарное воспитание | 2,02 | 0,55 | 1,00 | 5,00 | |||
Традиционный для Китая стиль воспитания | 2,94 | 0,45 | 1,61 | 4,80 | |||
ЭИ детей | 3,73 | 0,54 | 1,70 | 5,00 | |||
Психологические симптомы детей |
|
||||||
Тревожность | 0,70 | 0,92 | 0 | 4 | |||
Враждебность | 0,86 | 1,00 | 0 | 4 | |||
Депрессия | 0,56 | 0,86 | 0 | 4 | |||
Межличностная чувствительность | 0,77 | 1,02 | 0 | 4 | |||
Другие эмоциональные состояния | 0,50 | 0,88 | 0 | 4 | |||
Общий балл | 3,37 | 3,76 | 0 | 20 | |||
Таблица 2 представляет коэффициенты корреляции между независимыми и зависимыми переменными. Уровень родительского стиля воспитания положительно связан с авторитетным стилем воспитания; ежемесячный доход семьи положительно коррелируется с авторитетным стилем воспитания и отрицательно с авторитарным стилем воспитания. Родительский возраст отрицательно коррелируется с авторитарным стилем воспитания и психологическими симптомами детей. Таблица 2. Коэффициенты корреляции Пирсона между родительским стилем воспитания, ЭИ и психологическими симптомами детей
1. | 2. | 3. | 4. | |
1.Авторитетный стиль воспитания | — | |||
2. Авторитарное воспитание | -.260*** | — | ||
3. Традиционный для Китая стиль воспитания | .130* | .279*** | — | |
4. ЭИ детей | .109* | -.102* | -.016 | — |
5. Другие эмоциональные состояния | .004 | .117* | .122** | -.174*** |
*p<.05, **p<.01, *** p <.001 В Таблице 3 приводятся результаты изучения авторитетного, авторитарного и традиционного для Китая стиля воспитания. Анализ исследования показал, что эмоциональный интеллект существенным образом влияет на психологические симптомы детей. Возраст и уровень образования родителей, ежемесячный доход семьи представлены в регрессионной модели в качестве контрольных переменных на первом этапе. Стили воспитания детей (авторитетный, авторитарный, традиционный для Китая) были включены на втором этапе, в то время как оценка эмоционального интеллекта была введена на последнем этапе.Таблица 3. Результаты иерархических множественных регрессий при прогнозировании психологических симптомов детей
Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 | ||||||
Независимая переменная | β | Бета | β | Бета | β | Бета | ||
Этап 1 | ||||||||
Возраст родителей | -.067 | -.097* | -.058 | -.084* | -.058 | -.085* | ||
Уровень образования родителей | .026 | .008 | -.008 | -.002 | -.029 | -.009 | ||
Ежемесячный доход семьи | .033 | .013 | .075 | .030 | .086 | .035 | ||
Этап 2 | ||||||||
Авторитетное воспитание | .028 | .005 | .084 | .014 | ||||
Авторитарное воспитание | .568 | .084* | .513 | .076 | ||||
Традиционный для Китая стиль воспитания | .770 | .094* | .809 | .099* | ||||
Этап 3 | ||||||||
ЭИ детей | -.822 | -.134** | ||||||
Итог | ||||||||
F(3,623)= | ||||||||
1.917 | 4.207** | 11,557** |
* р.< .05, ** р.< .01. *** р. < .001 Результаты исследования показали, что психологические симптомы детей коррелируются с родительским стилем воспитания, в частности, с авторитарным и традиционным для Китая стилями воспитания. Авторитетное воспитание оказало опосредованное влияние на психологические симптомы детей, в то время как авторитарное и традиционное для Китая воспитание оказало прямое влияние на психологические симптомы детей [7, с. 8-11]. Данные выводы о положительной связи между стилем воспитания родителей и ЭИ детей согласуются с результатами предыдущих исследований [7, с. 33–49]. В предоставленном исследовании авторитарное воспитание связано с ЭИ (Рис 1). Выводы повторяют результат предыдущих исследований о том, что авторитетное воспитание способствует не только развитию у детей ЭИ, но и оказывает поддержку их психическому благополучию. Прямые негативные влияния авторитарного и традиционного для Китая стилей воспитания с помощью ЭИ усилили свое влияние на психологические симптомы детей [8, с. 13].
Прямые влияния отмечены сплошными линиями (* р.< .05, ** р.< .01. *** р. < .001) а опосредованные связи указаны пунктирными линиями
Рис 1. Влияние стилей воспитания и эмоционального интеллекта на психическое здоровье детей
Представленное исследование дает эмпирическую основу для изучения корреляции между родительским стилем воспитания и психическим здоровьем детей из Китая. Результаты исследования говорят о важности индивидуальных особенностей детей, включая ЭИ. Как авторитарный стиль воспитания, так и традиционный для Китая стиль воспитания могут оказывать негативное влияние на психологическое здоровье детей, что требует от родителей осторожности в отношении их традиционной практики воспитания.