В настоящее время одним из ключевых условий успешной и эффективной деятельности предприятия становится долгосрочное планирование деятельности, разработка стратегии развития и ее применение на практике. Реализация стратегического управления и планирования в организации способствует экономическому росту хозяйствующих субъектов, позволяет получить четкое представление о целях предприятия и способах их достижения, облегчить процесс тактического и оперативного управления организацией.
Наряду с этим, в последние годы в условиях жесткой конкуренции на одно из первых мест выходит проблема реализации инновационного развития предприятия. Разработка и внедрение стратегии инновационного развития на предприятии обуславливает получение устойчивого конкурентного преимущества, повышает возможность адаптации организации к колебаниям и изменениям среды, в которой она функционирует.
На практике часто встречается то, что высшее руководство концентрирует свои усилия и внимание на решение текущих задач, то есть планирует свою деятельность в краткосрочном периоде, а вопросы перспективного развития отходят на второй план, несмотря на наличие рисков возникновения изменений внешней среды, к которым компания может оказаться не готова.
Также остается значимым вопрос процесса разработки и оценки стратегией инновационного развития на всех этапах. Существует множество различных подходов к формированию стратегии развития предприятия, но отсутствует единая методика и последовательность реализации таких подходов, а так же алгоритм ее оценки. Осложняет ситуацию отраслевая специфика компаний, высокий уровень неопределенности и риска, которыми неизбежно характеризуется внедрение инноваций и ряд других факторов.
Все вышеперечисленные аспекты формирования стратегии предприятия обуславливают актуальность темы внедрения информационных технологий в процесс оценки эффективности стратегии предприятия.
Ключевые особенности оценки эффективности стратегии развития на предприятии были выявлены на базе фундаментальных исследований таких ученых, как М. Портер, О.С. Виханский, Ю.А. Чулакова, Е.П. Голубков, И.А. Поделинская. Г. Ассель, Г. Минцберг, Е.В. Брагина, Н.А. Носкова, Р.А. Фатхутдинов и другие.
Одной из функций стратегического менеджмента является стратегическое планирование, которое представляет собой процесс разработки и поддержания равновесия между целями и возможностями организации для дальнейшего успешного функционирования в долгосрочной перспективе в постоянно изменяющихся рыночных условиях [3].
И.А. Поделинская определяет подход к определению стратегического планирования как совокупность шести взаимосвязанных динамических процессов, логически вытекающих один из другого [2]. К этим процессам автор относит:
— формирование миссии предприятия;
— определение цели и задач;
— выявление и анализ сильных и слабых сторон компании в рамках внешней среды;
— оценка внутренней среды;
— разработка стратегических вариантов;
— выбор стратегии развития.
В.В. Пискаев характеризует стратегическое планирование как создание системы управления, которая должна обеспечить долгосрочную поддержку комплекса конкурентных преимуществ компании [4].
По исследованиям М.И. Соколовой, разработка стратегии развития вызвана необходимостью принятия стратегических решений. Таким образом, необходимость в стратегическом управлении возникает, когда на предприятие оказывают влияние факторы с повышенным уровнем неопределенности [3].
На основе вышеизложенных определений понятия «стратегическое планирование» можно выделить общие особенности данного термина, к которым относится процесс разработки модели эффективной деятельности предприятия на долгосрочный период, указание целей и задач, анализ влияния внутренних и внешних факторов в условиях неопределенной внешней среды, формирование методов и способов достижения поставленных целей [1].
Поскольку общим во всех определениях является «неопределенность внешней среды», на наш взгляд разработка компьютерного алгоритма оценки эффективности стратегии предприятия очень актуально.
Предлагаем следующий нечетко-множественный подход к оценке стратегии предприятия, базирующейся на определении состояния внешней и внутренней среды предприятия.
Введем лингвистическую переменную V — «состояние стратегии предприятия», которая может принимать значения, приведенные в табл. 1. носитель множества V принимает значения от нуля до единицы.
Оценка каждой группы показателей описывается показателями от Х1 до Х6, определяемые путем агрегирования значений составляющих их показателей.
Лингвистические переменные Вj определяют уровень показателей Хi значениями, приведенными в табл. 1. Высокий уровень показателя Xi означает, что прогнозируемое поведение характеризуемой им группы показателей благоприятно с точки зрения стратегии предприятия.
Данные параметры отражают базовые составляющие стратегии. Каждый из этих интегральных индикаторов включает в себя целый ряд конкретных показателей, отражающих различные аспекты экономического, социального и экологического развития территорий и предприятий.
Таблица 1. – Входные параметры для компьютерного расчета эффективности
переменная |
принимаемые значения |
V (эффективность стратегии) |
V1 — нечеткое подмножество состояний «крайне неэффективное» |
V2 — нечеткое подмножество состояний «неэффективное» |
|
V3 — нечеткое подмножество состояний «умеренно эффективное» |
|
V4 — нечеткое подмножество состояний «вполне эффективное» |
|
V5 — нечеткое подмножество состояний «весьма эффективное» |
|
Вj (Состояния внешней среды) |
Bj1 — подмножество «очень низкий уровень показателя Xi» |
Bj2 — подмножество «низкий уровень показателя Xi» |
|
Bj3 — подмножество «средний уровень показателя Xi» |
|
Bj4 — подмножество «высокий уровень показателя Xi» |
|
Bj5 — подмножество «очень высокий уровень показателя Xi» |
|
Сj (состояние внутренней среды) |
Сj1 — подмножество «очень низкий уровень показателя Xi» |
Сj2 — подмножество «низкий уровень показателя Xi» |
|
Сj3 — подмножество «средний уровень показателя Xi» |
|
Сj4 — подмножество «высокий уровень показателя Xi» |
|
Сj5 — подмножество «очень высокий уровень показателя Xi» |
|
Dj (Индикаторы целей стратегии) |
Dj1 — подмножество «очень низкий уровень показателя Xi» |
Dj2 — подмножество «низкий уровень показателя Xi» |
|
Dj3 — подмножество «средний уровень показателя Xi» |
|
Dj4 — подмножество «высокий уровень показателя Xi» |
|
Dj5 — подмножество «очень высокий уровень показателя Xi» |
Изложенная информация и ее анализ позволяют сделать вывод, что главной целью стратегического управления на предприятии является повышение эффективности деятельности, улучшение конкурентной позиции на рынке, увеличение гибкости и приспосабливаемости. В свою очередь внедрение стратегии не всегда эффективно в условиях неопределенности. Именно поэтому разработанный нами метод оценки будет эффективен при компьютерном моделировании различных состояний внешней среды.
Список использованной литературы
- Аппанова Ю.Э. Исследование степени востребованности и удовлетворенности качеством консалтинговых услуг / Ю.Э. Аппанова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. – 2015. – № 6(38). – С. 65–70.
- Галяутдинов Р.Р. Матрица БКГ: что такое, как построить и проанализировать [Электронный ресурс] / Р.Р. Галяутдинов // Сайт преподавателя экономики. – URL: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg (дата обращения: 20.12.2019).
- Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации [Электронный ресурс] / Е.П. Голубков. – URL: http://www.cfin.ru/press/ marketing/2000-3/1 l.shtml (дата обращения: 20.12.2019).
- Поделинская И.А. Стратегическое планирование / И.А. Поделинская, М.В. Бянкин. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. – 2015. – 496 с.
- Чулакова Ю.А. Информационные технологии в стратегическом планировании предприятия / Ю.А. Чулакова // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – № 6-2(15). – С. 28–29.
м