Студент 2 курса СО – ПО14
Румянцева Евгения Ивановна
Научный руководитель:
Е.А.Кривошапкина,
ст.преподаватель КСФ ИЯКН СВ РФ
«Эту травку, сын мой,
бережно храни,
спрячь ее от ветра на своей груди.
Если одолеет хворь тебя, тогда
Ты ее понюхай и пройдет беда.
Если ты по дому затоскуешь вдруг,
Ты ее понюхай и пройдет недуг.
А когда печалью тебе сдавит грудь –
Оближи ту травку и исчезнет грусть.»
В качестве эпиграфа данного выступления мы предоставили вашему вниманию отрывок из стихотворения Платона Ламуского «Эньму оратаҥан»(«Подарок матери»), в котором говорится о лечебном растении эвенов — өйэр.
Одним из основных элементов культуры эвенского народа являются представления и знания медицинского характера. Народная медицина является одним из ранних этапов в истории развития представлений о сохранении здоровья, который в ровной степени присущ всем этническим группам на определенной ступени их развития.
Актуальность исследования: определяется тем, что традиционные народные знания эвенов не достаточно изучены, имеются исследования только по некоторым направлениям народных знаний.
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать имеющуюся литературу по традиционным знаниям эвенов, более глубже ознакомиться с народной медициной эвенов.
В качестве материалов для исследования послужили работы С.Н.Николаева, сведения, записанные от моего научного руководителя Е.А. Кривошапкиной и данные полученные от моей бабушки В.В.Чемезовой
Традиционную медицину эвенов условно можно разделить на две основные группы: использование с помощью средств растительного происхождения и использование средств животного происхождения.
Приведем примеры способ лечения с использованием средств растительного происхождения:
1) При порезах: к свежей ране прикладывали листья табака и подорожника
2) Колотую рану затыкали березовой губкой, которая прекращала кровотечение и предохраняла от нагноения. Как кровоостанавливающие средства в данном случае употреблялись и вышеупомянутые листья подорожника, и теплый пепел от только что потухшего костра. Пепел от старого костра считался «грязным» и им пользовались только в том случае, когда никаких других средств под рукой не оказывалось.
3) Гноящуюся открытую рану забинтовывали тонким слоем только что отодранной бересты или листком подорожника.
4) При различного рода опухолях без открытых ран применялось прижигание специальными свечками, изготовленными из сушеных листьев полыни. Тлеющая свечка ставилась не на больное место , а на другой участок, по особой схеме. Схема имела вид человеческой фигуры, вырезанной из бересты, где проколом были указаны места прижиганий. Она передавалась по наследству и свято оберегалась от посторонних глаз. Лекари, как и многие старые эвены, верили, что во всякое человеческое изображение вселяется особый дух, уважающий только своего хозяина, но не терпящий посторонних.
5) Обмороженный участок тела ни в коем случае не разрешалось греть на костре или на чувале. Пострадавшее место растиралось снегом или куском льда.
6) При чесотке больную кожу смазывали мазью из сливочного масла и пороха или систематически обмывали крепким отваром ольховой коры.
7) При зубной боли зажимали в зубах щепку от коновязи или от разбитого молнией дерева.
8) При ревматизме ежедневно делали ванны на хвойных настоях ( из хвои кедрового стланика)
9) При параличах больного наполовину закапывали в теплую землю. При этом старались сохранить то положение больного, при котором застал его удар.
10) От малярии принимали во внутрь: отвар коры молодого тополя, отвар коры ольхи, отвар рогоза, отвар кустов шиповника. Практиковалось и обливание больного малярией холодной водой, чтобы «спугнуть злого духа, вселившегося в тело больного». Некоторые больные просиживали также несколько часов на могиле покойника, умершего от малярии.
11) При заболеваниях желудка и расстройстве желудочно — кишечного тракта применяли соки брусники, кислицы, черемухи, отвар Иван-чая, отвар пиретрума.
12) Лекарствами от туберкулеза считались: отвар хвоща, отвар багульника
13) При воспалении верхних дыхательных путей применяли теплый компресс из золы.
14) От болезни печени пили слабый водный отвар ягеля.
15) Өйэр – лекарственное растение, которое используется почти при всех заболеваниях органов дыхания: кашель, бронхит, астма и т.д. Также, стебли ойэра активно использовали при заболеваниях желудка: 2-3 стебля растения кипятят в воде и процеживают (применение: на 200мл. воды 1 ст. ложку). При передозировке возможно сильное отравление или даже смерть. Данный рецепт до сих пор является актуальным среди жителей п.Себян- Кюель Кобяйского улуса.
Cредства для лечения животного происхождения представлены в следующих способах лечения тех или иных заболеваний:
1) Рваную рану от укусов хищника завязывали брюшным жиром медведя (имсэ) и собаки.
2) При нарывах. Дожидались полного «созревания», распарывали острым ножом, «очищенным» на пламени горячей лучины, освобождали от гноя. Затем рану намазывали особой пастой, изготовленной из медвежьей желчи и медвежьего жира. В других случаях вскрытую рану забинтовывали кожей ящерицы. При этом воспаленный участок тела затягивали, как жгутом, черными волосами или ниточкой.
3) Чирии также не рекомендовали вскрывать до полного «созревания». Для ускорения нарыва его заклеивали заячьей кожицей, которую после «созревания» отрывали вместе с прилипшим к ней стержнем чирия.
4) В случаях ожога обожженную кожу: смазывать кровью собаки, теплой кровью, выжатой из сердца только что убитого дятла.
5) Соринку, попавшую в глаза, извлекали языком, путем слизывания.
6) При воспалении роговицы глаза на него клали кусок теплой печени или мяса и забинтовывали.
7) Роженице, потерявшей много крови при родах, давали пить свежую оленью кровь. При тяжелых родах, ее лечили водой, в которой мыли золотое кольцо.
8) Тарбаганий жир (жир черношапочного сурка) – использовался для лечения болезней органов дыхания, туберкулезе.
9) Нимэт (рога оленя)- лекарство, используемое в летний период. Служит для укрепления иммунитета.
10) Көлөке – использовали для лечения заболеваний внутренних органов.
Данное исследование позволило мне определить самые распространенные средства, а так же выделить категорию универсальных лечебных средств эвенов. Из растений, которые имеют очень широкий диапазон применения у исследуемого народа – это подорожник, листья деревьев (береза, сосна, тополь), ягода(кислица, шиповник, брусника),ягель и багульник. Из средств животного происхождения – это имсэ (жир) и кожа зайца.
Кроме того многие средства можно отнести к универсальным средствам для лечения и профилактики заболеваний. К ним можно отнести – табак, өйэр, золу, нимэт, тарбаганий и медвежий жир.
В данной работе мы представили некоторые средства растительного и животного происхождения для лечения тех или иных заболеваний. Наша работа в данном направлении продолжается. По данному этапу исследования народной медицины эвенов мы установили, что в силу суровых природно-климатических условий эвены надеялись на собственные силы, ум, знания, изучая природу, постигая ее закономерности и оттачивая мастерство взаимодействия с ней.