На протяжении огромного количества лет бизнес старался разместиться там, где проходят основные людские потоки, становление рынка телекоммуникаций и времени, которое проводит человек в сети в современном мире не могло не отразиться на необходимости миграции бизнеса в онлайн. Изначально правилом «хорошего тона» являлось наличие персонального сайта, в современных реалиях только этого недостаточно.
С ростом мобильного трафика, к примеру по данным портала statista.com в 2018 году 52,2% от общего трафика веб-сайтов генерировалось мобильными устройствами, [1] всего десять лет назад было меньше процента. Наравне с крупными компаниями, имеющими значительные бюджеты, возникла возможность продвигать коммерческие сделки не только среднему и малому бизнесу, но и рядовым пользователям. Возникло понятие социальной коммерции. Рассмотрим его подробнее.
Социальная коммерция — это торговые отношения, при которых для покупки или продажи товаров (и услуг) используются интернет — платформы с социальным графом или платформы, которые относятся к социальным медиа.
Яндекс.Касса совместно с Data Insight в своем исследовании [3] рассмотрели соцсети, мессенджеры, сайты объявлений и sharing aconomy как каналы продаж. Рассматривались продажи по типам B2C и C2С. Бизнесу, исходя из сферы деятельности и бизнес – модели необходимо правильно понимать свое расположение в сфере социальной коммерции, что в свою очередь означается ясное понимание происходящего на этом рынке.
По данным исследования 39 млн. интернет – пользователей в России вовлечены как покупатели в торговлю в социальных каналах, 22 млн. человек вовлечены как продавцы. В виду сопоставления рынка социальной коммерции с рынком онлайн ретейла который оценивается в 591 млрд. рублей и 394 млн. сделок на 2018 год, продажа товаров и услуг в социальных сетях, мессенджерах, сайтах объявлений и т.д., финансово должно рассматриваться не менее привлекательно, чем ставшие уже традиционные web-сайты. [2]
С другой стороны, широкое распространение торговых сделок посредством сети Интернет влечет наличие определенных проблем информационной безопасности. И если крупные компании на должном уровне следят за вопросами информационной безопасности, то мелкие продавцы не уделяют этому должного внимания. К примеру, часто фото и сканы документов пересылаются посредством мессенджеров, которые изначально созданы как средства общения. Простота создания веб – страниц повлекла волну фишинговых сайтов. Другой пример проблемы заключен в недостаточном уровне понимания информационно безопасности сотрудниками. Нередки случае запуска на рабочих станциях вирусов – шифровальщиков. Минимальные необдуманные действия пользователя могут привести к остановке всего бизнеса. Следует уделить пристальное внимание базовым инструментам информационной безопасности на предприятии.
Если совсем недавно социальные канала рассматривались как средства продвижения, то на 2018 год выручка от использования социальных платформ составляла уже 40%. Из которых 30% составляют социальные сети, играющие ведущую роль, мессенджеры, сервисы объявлений и совместных покупок добирают оставшиеся 10%. С учетом относительно низкой стоимости доступа в интернет, социальные платформы являются основным выбором небольших и средних селлеров. Например, при уровне заказов менее 3 – х в день социальные каналы занимают 39%, при объеме 3-10 заказа в день социальные каналы составляют 38%, демонстрируя незначительное падение, но селлер имеющий более 10 заказов демонстрирует падение значимости социальных каналов до 21%. Следовательно, для небольших продавцов игнорирование социальных каналов в общем генерировании выручки абсолютно недопустимо. Из этих данных можно сделать выводы, что если селлер находится в сегменте B2C то наравне с развитием собственного сайта необходимо разработать представление в социальных сетях, сайтах объявлений и мессенджерах. Если же селлер сегмента C2C, то в первую очередь рассматриваются сайты объявлений, далее соц. сети и мессенджеры.
Несмотря на появляющиеся конструкторы сайтов, позволяющие даже не имеющему специального образования человеку создать продающий сайт нецелесообразны так как подразумевают более-менее системную продажу и главное юридическое оформление селлера, что автоматически выводит его в сегмент B2C. А вот работа с социальными сетями должна быть реализована на самом широком уровне. Для сегмента B2C работа с сайтами объявлений вполне возможна на уровне города и региона, к примеру локальная компания по продаже гитар, наравне с официальным сайтом, размещает позиционные объявления на сайте Avito.ru тем самым охватывая аудиторию потенциальных покупателей, изначально нацеленных на покупку в сегменте B2C.
Лидирующие объемы B2C и C2C приходятся на Вконтакте – 15%, Avito – 14%, Юла — 12%, на четвертом месте сервис Instagram. По долей покупателей первая четверка выглядит следующим образом: Вконтакте — 44%, Avito.ru — 28%, Юла — 16%, Instagram и Одноклассники — 10% каждый. Все перечисленные платформы имеют возможность бесплатного создания аккаунтов, что позволяет делать практически не затратный старт для селлера. К примеру, сервис вконтакте предоставляет платные услуги продвижения бизнеса, что позволяет использовать самые гибкие условия как по целевой аудитории, так и величине финансовых и трудовых затрат. Беря во внимание готовность 25% не-покупателей попробовать покупки в социальных каналах в будущем мы получаем вполне четкое направление работы как для малого, так и для среднего продавца. Не зависимо от уровня практического использования инструментов продаж посредством социальных каналов и величине бюджета.
Список литературы:
- Доля общеморового, мобильного трафика URL: https://www.statista.com/statistics/241462/global-mobile-phone-website-traffic-share/ (Дата обращения 15. 08. 2019 г.)
- Как устроены продажи в соцсетях и мессенджерах URL: https://www.forbes.ru/biznes/369507-kak-ustroeny-prodazhi-v-socsetyah-i-messendzherah (Дата обращения 20. 10. 2019 г.)
- Соцсети, мессенджеры, сайты объявлений и sharing economy как каналы продаж URL: https://money.yandex.ru/i/forms/social.pdf (Дата обращения 30. 10. 2019 г.)