В высшем учебном заведении физическая культура как дисциплина обязательна для всех специальностей с целью развития будущего специалиста в физическом и духовном плане, а физическое воспитание играет немаловажную роль в формировании личности, влияет на внутреннюю дисциплину человека, укрепляет дух, и улучшает физические характеристики организма [1, с. 1]. На сегодняшний день существует множество профессий, основанных на пользовании цифровыми информационными технологиями, которые внедряются во все сферы нашей жизни, становятся новой ведущей производительной силой во всем мире. По результатам социологических опросов 80% работы на производстве выполняются при использовании цифровых информационных технологий: ручная работа теперь облегчена автоматизацией. С этим стремительным развитием технологий необходимо уделять больше внимания физической культуре при таких негативных последствиях, как малая подвижность, приводящая к дегенерации опорно-двигательного аппарата, расстройство нервной системы или нарушение работы зрительного аппарата. Для минимизации числа подобных последствий и воспитания здоровых специалистов обновляются методы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях.
Несколько лет назад преподавание физической культуры в вузах заключалось в общей физической подготовке студентов. На сегодняшний день элективные занятия по своему характеру преподавания напоминают подготовку спортсмена к достижениям, но стоит отметить, что они рассчитаны на студентов с общей физической подготовкой, в то время как для спортсменов определены курсы с отдельной учебной программой. Элективные дисциплины по физической культуре подразумевают изучение студентами теоретической базы и практические занятия по выбранным видам спорта. Разнообразие спортивных секций позволяет студенту выбирать занятия по личным интересам. Такая концепция преподавания физической культуры замечена в Нидерландах [4].
Но, несмотря на относительное удобство и свободу выбора секций, следует уделить внимание проблемам, возникающим при определении и выборе спортивной секции.
Первая проблема заключается в несистематизированной организации. Выделенное для спорта время может совпадать с учебным временем факультативных занятий, из-за чего студент сталкивается с рядом проблем при занятии в выбранной спортивной секции, но при этом студенту предоставлен широкий выбор видов спорта.
Для исследования данной проблемы был проведен опрос среди 20 студентов 1-3 курсов вуза. Из опроса следует вывод, что: 40 % студентов выбирают секцию по спортивным интересам; 36,6 % — с учетом расписания факультативных занятий; 23,3 % — по удобному расположению к месту жительства и месту учебы. [5]
Следует сделать вывод о том, что время факультативных занятий студентов не всегда рассчитано на занятия спортом и физической культурой. Для решения рассмотренной проблемы необходимо расписание, позволяющее студенту беспрепятственно заниматься любимым видом спорта без ущерба спортивным интересам. В равной степени необходимо развитие инфраструктуры физической культуры и спорта. Невнимательность к подобным проблемам может снизить интерес к спорту и здоровому образу жизни, что скажется на качестве производительной силы студентов, будущих специалистов.
Второй проблемой в физическом воспитании студентов высших учебных заведений является отсутствие мотивации к занятиям физической культурой и спортом [2]. Причин может быть несколько:
— личные проблемы, препятствующие студенту в занятии физической культурой и спортом;
— низкий уровень спортивного интереса;
— проблемы при выборе спортивной секции, связанные с организацией учебного процесса;
— слабая оснащенность спортивных помещений.
Вопросы организации учебного процесса по данной дисциплине регламентированы сегодня федеральными государственными образовательными стандартами. Вместе с тем, организация спортивной подготовки студентов в условиях вузов научно не разработана и не систематизирована, в отличие от организации спортивной подготовки студентов зарубежных вузов, в которых физическое воспитание обязательно для всех обучающихся любых факультетов, особенно в вузах Европы (Нидерланды, Великобритания, Германия) [6, с.20] .
В условиях коммерциализации и профессионализации спорта вузы, предоставляющие возможность получения высшего профессионального образования, являются гарантами не только закрепления в регионе высококвалифицированных спортсменов, но и сохранения системы спортивной подготовки. Это обуславливает необходимость, в условиях становления физкультурно-спортивного движения страны, выявления путей и механизмов, повышающих эффективность подготовки спортсменов в период их обучения в вузе, т. е. той системы факторов, использование которых повышает эффективность всех компонентов физической подготовки [2, с. 22-23; 3, с.217] .
В качестве решения проблем и становления перспектив развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях было предложено составление удобного расписания для студентов., финансирование спортивных клубов, организаций. Необходимо увеличение количество спортивно-оздоровительных заведений, обустроенных по всем современным стандартам.
Таким образом, развитие физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования требует пристального внимания, так как оно во многом определяет специалиста, способного не только решать важные профессиональные задачи, но и вести здоровый образ жизни.
Библиографический список:
- Бурдина Н.Н., Гарипова А.З. Физическая культура в ВУЗе: проблема посещаемости и ее решение // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]: URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6303 (дата обращения: 29.09.2019).
- Геворгян Р.С., Демьянова Л.М. Актуальные вопросы мотивации студента к занятиям физической культуре в вузе // Студенческий вестник: научный журнал. № 8(28). Часть 1. – М., Изд. «Интернаука», 2018. – С. 22-24. [Электронный ресурс] URL: https://www.internauka. org/journal/stud/herald/28 (дата обращения: 01.10.2019).
- Демьянова Л.М., Волокитина Т.А. Усенко С.В. // Оздоровительная физическая культура в основе здорового образа жизни студента / Инновационные системы образования. 2017. – С. 217-219 [Электронный ресурс]. URL: https://www.internauka .org/journal/stud/herald/28 (дата обращения: 03.10.2019).
- Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология № 1. 2009. – С. 5-7. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru / article/v/rol-fizicheskoy-kultury-v-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 03.10.2019).
- Демьянова Л.М., Самойлова А.М. Физическая культура в жизни студента XXI века // Интернаука: научный журнал. № 12(46). – М., Изд. «Интернаука», 2018. – С. 34-35 [Электронный ресурс]. URL: https://www.internauka.org/journal/stud/herald/28 (дата обращения: 03.10.2019).
- Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, — М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — С. 20 [Электронный ресурс]. URL: https://topuch.ru/programma-fizicheskaya-kuletura-i-sport /index.html (дата обращения: 03.10.2019).