Динамичность процессов трансформации общественного порядка обусловила аксиологический кризис, который находит свое отражение и в процессе модернизации образования. Профессиональное образование, в частности высшее, являясь одним из ведущих факторов социального и экономического прогресса общества, как было отмечено В.В. Путиным на заседании Совета при президенте по науке и образованию, также оказывается вовлеченным в процесс пересмотра аксиологических основ подготовки будущего специалиста.
Рассмотрение во взаимосвязи перспектив технологического развития России и подготовки будущих специалистов, качество которой во многом зависит от расставленных приоритетов, в том числе и в процессе обучения в вузе заставляет акцентировать наше внимание в рамках исследования на вопросе формирования социально-профессиональных ценностей у студентов, что обусловлено не только проблемой повышения качества профессиональной подготовки, но и перспективами социально-экономического развития страны.
На основе результатов анализа психолого-педагогической литературы, российского и зарубежного опыта формирования ценностей будущих педагогов обосновывается рабочее определение понятия «социально-профессиональные ценности».
Актуализации социального контекста исследования феномена «ценностей» вовлекшая социологов, базируется на учениях классиков зарубежной социологии. Русский психолог Б.Ф. Ломов, исследуя феномен ценностей, в рамках деятельностного подхода, определил систему ценностей как многовекторное пространство. В основе каждого вектора, находится соответствующая модель социальных отношений, имеющая определенный вес и значение для конкретной личности [2].
Одним из путей и механизмов формирования социально-профессиональных ценностей личности выступает профессиональное образование, которое предстает не только как институт социализации, воздействующий на всех субъектов образовательной системы (студентов, слушателей), но и как механизм трансляции в том числе и ценностных ориентаций на социум в целом, через молодое поколение, являющееся источником воспроизводства социального опыта.
Тенденции развития высшего образования в России, обусловлены теми же процессами, которые влияют и на высшее профессиональное образование за рубежом: гуманизация, глобализация, демократизация. Таким образом, одновременно повышаются требования к разнонаправленным характеристикам учебного процесса.
В современной ситуации к важнейшим для студентов социально-профессиональным ценностям можно отнести: высокую профессиональную компетентность, самостоятельность, творческую инициативу, предприимчивость, высокую лабильность, адаптивность, сформированность рефлексивных и коммуникационных навыков.
Таким образом, в процессе подготовки студенты не имеют возможности осознать взаимообусловленность социальных и профессиональных ценностей, что приводит к нарушению восприятия причинно-следственной связи действий и результатов и в первую очередь профессиональных, формированию неэффективных моделей поведения, принятию нерациональных решений – все это в комплексе обуславливает снижение эффективности профессиональной подготовки.
Использование аксиологического подхода в построении образовательного процесса подразумевает целый комплекс необходимых для реализации педагогических условий, среди которых в первую очередь нужно указать: устойчивость базовой системы ценностей транслируемой студентам в процессе обучения, а также использование аксиологического подхода к построению содержания образования и интерпретации его материалов, организации творческой деятельности студентов, формированию их эмоционально-ценностного отношения.
Для эффективной реализации перечисленных педагогических условий необходима разработка и внедрение модели формирования социально-профессиональных ценностей студентов, которая бы учитывала специфику организации профессиональной подготовки будущих педагогов и смогла обеспечить выполнение указанных организационно-педагогических условий.
Литература
- Абрамова М.А. Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей: монография /Абрамова М.А.; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. Москва, 2003.
- Абрамова М.А., Костюк В.Г., Гончарова Г.С. Влияние самоидентификации и ценностных ориентаций молодежи на выбор образовательных стратегий // Философия образования. — 2015. — № 1(58). — С. 38-49.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — С. 121. Константиновский Д.Л. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи / Константиновский Д.Л., Абрамова М.А., Вознесенская Е.Д., Гончарова Г.С., Костюк В.Г., Попова Е.С., Чередниченко Г.А. 50 лет исследования. — Москва, 2015. — 230 с. Троцкая А.И. Теоретические основы формирования социально-профессиональных ценностей студентов. — Новосибирск, 2013. — 90 с.
- Троцкая А.И. Факторы и условия формирования социально-профессиональных ценностей студентов в вузе (на примере факультета технологии и предпринимательства НГПУ) // Наука и образование. — 2013. — № 3(71). — С. 82-85.
References
- Abramova M. A. the Humanitarian training of students of pedagogical specialties: monograph /M. A. Abramov, M of education and science. Federation, Moscow. outdoor GOS. PED. Univ they. M. A. Sholokhov. Moscow, 2003.
- Abramova M.A., Kostyuk V.G., Goncharova G.S. the Influence of identity and values of young people to choose educational strategies // Philosophy of education. — 2015. — No.1(58). — Pp. 38 to 49.
- Lomov B. F. Methodological and theoretical problems of psychology. — M.: Nauka, 1984. — Pp. 121. Konstantinovsky D. L. New meanings in educational strategies of youth / Konstantinovsky D. L., Abramova M. A., Voznesenskaya E.D., Goncharova, G.S., Kostyuk V.G., Popov E.S., Cherednichenko G.A. 50 years of research. — Moscow, 2015. — 230 p. Trotskaya A. I. Theoretical bases of formation of social and professional values of students. — Novosibirsk, 2013. — 90 p.
- Trotskaya A.I. Factors and conditions of formation of socio-professional values of students (for example faculty of technology and enterprise of NSPU) // Science and education. — 2013. — No.3(71). — Pp. 82-85.