В связи с высокими темпами роста и становления муниципальных образований необходимо задуматься о грамотном распределении имеющихся ресурсов. Исходя из того, что муниципальные образования имеют стабильные доходы, которые обеспечиваются путём сборов налогов, а также оказываемой помощи со стороны государства, но при этом расходы по-прежнему остаются высокими. Как показывает практика, расходы далеко не всегда покрываются за счёт прибыли полученной муниципальным образованием в ходе реализации имущества находящееся во владении на праве собственности. Чаще всего расходы покрываются за счёт дотаций, субсидий и субвенций поступаемых из средств федерального и регионального бюджета. В результате муниципальным образованиям довольно сложно покрывать дефицит местного бюджета, поэтому выходом для разрешения этой проблемы может стать муниципальное-частное партнерство.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224 «О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1].
Для того, чтобы выделить особенности, а также раскрыть перспективы, которые ожидают муниципальное-частное партнерство необходимо дать точнее определение, что оно из себя представляет.
Муниципальное-частное партнерство — это сотрудничество частного и публичного партнёра, в котором с одной стороны выступает муниципальное образование, а с другой юридическое лицо осуществляющее коммерческую деятельность, путём составления соглашения о муниципальном-частном партнёрстве, на основании аккумулирования ресурсов и распределении рисков между сторонами в целях обеспечения муниципального образования товарами, услугами различными видами работ, заключается на определённый срок.
Стоит отметить тот факт, что должен соблюдаться Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[2]. В котором подчеркивается, недопустимость коррупционных факторов, а браться за исполнение и формирование проекта должна организация, которая выполнит все условия конкурса, а также будет более состоятельно и финансово обеспеченная.
Особенности муниципального-частного партнёрства заключатся;
Во-первых, это оказания качественных и доступных различных услуг населению муниципальному образования;
Во-вторых, это производство товаров высокого качества для дальнейшего потребления и реализации;
В-третьих, это сохранение культуры и традиций местного населения, на территории конкретного муниципального образования;
В-четвёртых, это создание объектов физической культуры, и поддержка в развития спорта;
В-пятых, строительство новых учреждений здравоохранения, образования, культуры.
Стоит отметить, что для осуществления вышеуказанных мероприятий необходима поддержка в первую очередь предпринимателей и юридических лиц, а именно со стороны муниципального образования должны предприниматься меры по созданию благоприятной атмосферы, для развития бизнеса и функционирования муниципального образования. Насчёт реализации проектов, имеющих важное социальное значение для муниципальных образований существует определённая форма взаимодействия, посредством заключения соглашения муниципального образования с представителями предпринимателей.
Если инициативу проявляет муниципальное образование – то оно обязано обеспечить разработку предложения по реализации проекта муниципального-частного партнерства и направить такое предложение на рассмотрение в уполномоченный государственный орган и по истечении определенного срока получить удовлетворительный либо же отрицательный ответ.
Местное самоуправление максимально приближено к населению, она является первичной ячейкой организации публичной власти, поэтому сбои и недостатки в работе органов местного самоуправления негативно отражаются на всем обществе, а следовательно на всем государстве в целом[3].
Муниципальное образование является уполномоченным органом по представлению интересов населения, проживающего на его территории поэтому необходимо исходить из того, какие проблему существуют в муниципальном образовании и какой проект необходимо создать и реализовать для разрешения этой проблемы.
Если инициативу проявляет юридическое лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность, то такое предложение направляется в администрацию муниципального образования и рассматривается главой муниципального образования, который выносит соответствующее решение.
Соответственно в зависимости от стороны, которая проявляет инициативу должен быть предоставлен соответствующий проект по модернизации и улучшению социально-культурной сферы в муниципальном образовании и здесь возникает первая правовая проблема.
Проект должен содержать в себе следующий перечень необходимых признаков для дальнейшего претворения в жизнь;
Во-первых, это его актуальность и обоснованность, то есть объяснение почему именно этот проект так важен и его необходимо реализовать;
Во-вторых, это какие цели и задачи стоят перед проектом, то есть, то для чего он собственно создается и какую пользу он принесет для муниципального образования;
В-третьих, это порядок реализации проекта и точно оговорить сроки строительство, необходимо для того, чтобы знать насколько перспективный данный проект и сколько понадобиться времени для его строительства;
В-четвёртых, это составление соглашения о распределении дохода в результате фактического получения прибыли от функционирования проекта, между сторонами;
Без достижения соглашения между сторонами по всем существенным условиям будущего проекта, просто невозможно будет его создать, поэтому для решения данной проблемы нами предлагаются следующие пути решения.
Для начала необходимо, чтобы проект составлял целый штат людей, обладающих определёнными компетенциями, а именно юристы, строители, инженеры, проектировщики, дизайнеры и другие, чтобы проект был разработан и надёжен абсолютно со всех сторон, как с точки зрения безопасности, так и со стороны законности, то есть составлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Вторая правовая проблему заключается в финансировании проекта, а именно какая сторона должна нести расходы по его реализации.
Финансирование проекта осуществляют за счёт средств местного бюджета и частного партнёра, но зачастую бывает, что денежных средств не хватает для полной реализации проекта, но нет нормативно-правового акта, в котором было сказано, что в случае не хватки денежных средств государство или иное физическое или юридическое лицо смогло бы помочь в завершении строительства объекта. Поэтому в таком случае и существует проблема где взять недостающую часть денежных средств.
В данном случае мы предлагаем следующие пути решения этой проблемы;
Во-первых, частный партнёр может прибегнуть к помощи третьих лиц, которые предоставляют заемные денежные средства частному партнеру для реализации соглашения на определённых условиях;
Во-вторых, муниципальное образование может прибегнуть к помощи государственных органов, а именно в официальном обращении выразить просьбу выделить денежные средства в виде субвенций, дотаций, субсидий из федерального либо регионального бюджета для помощи в реализации проекта;
В-третьих, законодательно создать и обеспечить поддержку в осуществлении инициатив муниципального образования и частного партнёра из федерального или регионального бюджета, путём создания специального фонда для помощи муниципальному образованию;
Главным содержанием государственной поддержки местного самоуправления должно стать формирование правового статуса института местного самоуправления как субъекта государственности и властных отношений[4].
Благодаря принятию этих мер увеличиться количество соглашений о муниципальном-частном партнёрстве, а также появиться гарантия и уверенность того, что проекты будут реализованы и доведены до конца, а также будут полезны для обоих сторон этого соглашения.
Таким образом следует, что существуют проблемы в правовом регулировании деятельности соглашения о муниципальном-частном партнёрстве и государству следует уделить внимание для разрешение данных проблем путём внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты для того, чтобы от муниципального-частного партнёрства была большая полезность и эффективность, а также, чтобы его применение было повсеместным.
Библиографический список
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 13.07.2015. — № 29. – ст. 4350.
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 26.07.206. — № 31. – ст. 3434.
- Аминов И.Р. Юридические коллизии нормативных правовых актов местного самоуправления. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. №3 (69). С. 26-30.
- Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. №1 (71). С. 25-29.
- Federal’nyj zakon ot 13.07.2015 № 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve i municipal’no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 13.07.2015. — № 29. – st. 4350.
- Federal’nyj zakon ot 26.07.2006 № 135-FZ «O zashhite konkurencii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 26.07.206. — № 31. – st. 3434.
- Aminov I.R. Juridicheskie kollizii normativnyh pravovyh aktov mestnogo samoupravlenija. // Vestnik Ufimskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. №3 (69). S. 26-30.
- Aminov I.R. Organy gosudarstvennoj vlasti i mestnoe samoupravlenie: problemy i perspektivy vzaimodejstvija // Vestnik Ufimskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2016. №1 (71). S. 25-29.
[1] Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 13.07.2015. — № 29. – ст. 4350.
[2] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 26.07.206. — № 31. – ст. 3434.
[3] Аминов И.Р. Юридические коллизии нормативных правовых актов местного самоуправления. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. №3 (69). 29 с.
[4] Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. №1 (71). 27 с.