Тема возрастных особенностей имеет актуальное звучание во многих областях науки. Не исключением является также педагогическая психология, где важность учета возрастных особенностей школьников играет не последнюю роль в эффективности педагогического процесса. Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Заметим, что в младшей школе жалоб на низкую учебную мотивацию традиционно намного меньше, малыши с радостью идут в школу, мечтают о пятерках, учитель для них авторитетная фигура. Здесь важную роль играет ведущая деятельность, соответствующая данному возрастному периоду. Как раз для младших школьников учебная деятельность – ведущая, она соответствует внутренним запросам ребенка.
Кризис одиннадцати-двенадцати лет разделяет эпохи детства и подростничества. Помыслы младшего подростка связаны уже не с учебной деятельностью, а с интимно-личным общением. Заметим, что в этот момент в российской системе обучения происходит смена классного руководителя и появляются учителя-предметники. Но изменяются ли формы взаимодействия? По-прежнему преобладает фронтальное обучение, да и способы остаются теми же. А потребности у подростков уже совсем другие, и возможностей стало значительно больше.
Каких трудов учителю стоит прекратить разговоры в классе. И даже если ему это удалось, то вскоре ребята уже перекидываются записками, а в современных условиях активно используют социальные сети. Потребность в общении со сверстниками – одна из ведущих в этом возрасте[1], что заметно любому заглянувшему в класс, если учитель вышел на минутку.
Между тем нужно лишь обратиться к естественным интересам ребят, не идти против течения, а поймать соответствующую волну, настроиться. Если они хотят общаться, то можно просто организовать для этого пространство, предоставить материал, задать тему, устроить обсуждение в группах и парах. Уже давно подмечено, что выражать свои мысли перед большой аудиторией, даже если это твой класс, может быть небезопасно, а если это группа из трех–пяти человек, то доверительность возрастает, уходит тревога, связанная с публичностью, и у каждого появляется шанс высказать свое мнение.
Еще один вид организации познавательной деятельности такие, как коллективные задания. Когда подгруппой из трех человек, а иногда парой делается совместный проект по истории. Желательно, чтобы пары не просто назначались учителем, а выбирались детьми самостоятельно по желанию. При подборе задания тоже важно учитывать их возможности.
Разумно подобранные, с учетом возраста, уровня знаний и способностей учеников, учебно-исследовательские задания вызывают интерес у школьников и являются хорошим стимулом для мотивации изучения истории.
Весьма успешно эта задача реализуется на уроках-исследованиях. Это могут быть уроки закрепления знаний по определённой тематике, уроки изучения нового материала или комбинированные уроки.
При разработке и проведении уроков-исследований учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития учащихся. Структура и содержание таких уроков в 7-8 классах должны отличаться от уроков в 9-11 классах.
Имеющийся у школьников уровень владения исследовательскими процедурами весьма различается. Поэтому на начальном этапе изучения истории можно проводить уроки-исследования на «нулевом» уровне, когда учащиеся работают по готовой инструкции, в которой прописана цель и порядок выполнения работы. Работа учеников носит репродуктивный характер. Более того, они зачастую на опыте определяют значение физической величины, которое им уже известно. Именно на нулевом уровне исследования работают учащиеся, выполняя традиционные работы. Далее, когда пройден «нулевой» уровень можно предложить иной уровень урока-исследования, где учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты.
В 8 классе уже можно изменить немного уровень организации таких уроков и предложить учащимся познакомиться с поставленной проблемой, принимать цель и самим спланировать работу и объяснить полученные результаты. Например, при проведении урока «Смутное время» в 8 классе учитель может сам рассказать о этом событии о основных исторических личностях. Но когда в результате самостоятельно, а точнее при помощи учителя обучающиеся сами получают эти знания тогда они самостоятельно уже могут объяснить причину этого события и сделать соответствующие выводы.
В возрасте 14-15 лет развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – способность к абстрактному мышлению. Школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направление на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления; мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому.
Поэтому в старших классах уроки-исследования можно проводить на более высоком уровне, где учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулируют цель и выдвигают гипотезу, планируют или, учащиеся сами обнаруживают проблему, формулируют цель исследования, предполагают возможные результаты. Здесь им принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом. Важно, чтобы учащиеся в своих исследованиях проходили все стадии, которые характерны для «взрослых» исследований: осознание проблемы, определение цели исследования, формулировка гипотезы. Такой поуровневый подход к подготовке и проведению уроков-исследований дает возможность прохождения учениками указанных стадий познавательной деятельности, формирует исследовательский стиль мышления и соответствующие умения.
Литература
- Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М : Гардарики, 2005. – 349 с.
- Элъконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин — М : Педагогика, 1989. – 560 с.
Literatura
- Shapovalenko, I.V. Development mentibus (latin progressus et le psychologia) / I.V. Shapovalenko. — M: Gardariki, MMV .— CCCXLIX p.
- El’konin, B. D. Selectae animi opera / D. B. Elkonin — M: Cum enim de paedagogia, 1989 — DLX p.
[1] Элъконин, Д. Б. Избранные психологические труды . М., Педагогика, 1989. С. 237.