ТЕМПЕРАМЕНТ, КАК ЗНАЧИМЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

7 января 6:37

Ежедневно человек сталкивается с проблемой выбора. Выбор может быть, как незначительным, так и настолько серьёзным, от которого будет зависеть будущее. Безусловно, выбор профессии – это один из самых трудных и значимых вопросов, который предстоит решить человеку на жизненном пути. Именно поэтому мы считаем, что к этому нужно подходить крайне ответственно. К сожалению, в юном возрасте, когда человек стоит перед этим выбором, он не всегда понимает, чем именно хочет заниматься в жизни. Существует множество психодиагностических методик, которые помогают понять, какой род деятельности будет интересен именно ему.

Среди группы школьников 10 и 11 классов (в количестве 59 человек) нами были проведены две психодиагностические методики, которые помогли большинству респондентов: во-первых, серьёзнее задуматься над выбором профессии и во-вторых, что самое важное, понять, какая деятельность с учетом их личностных качеств и свойств подойдет им наилучшим образом.

Одна из проведенных нами методик – это всем известный «Личностный тест-опросник Г. Айзенка» [2, с.195], который позволяет определить тип темперамента личности. Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Согласно исследованиям психологов, каждому типу темпераменту подходят определенные типы профессий [6]. Так, холерики («воины») более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели») [Руденко, с.326].

Второй, выбранной нами психологической методикой для дальнейшего исследования стал – «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова» [2, с.513], который непосредственно ориентирован на выбор типа профессии.

Анализ исследования показал, что примерно 20 % (14 из 59 человек) школьников по результатам «Дифференциально-диагностический опросника Климова» соответствовали те типы профессий, которые они считали не интересными для себя ранее, однако около половины из них засомневались (заинтересовались своими результатами и даже согласились с возможным выбором профессии в пользу своих результатов по опроснику Е.А. Климова) в этом, и даже малая часть изменила свой выбор. Около 30 % (17 из 59) респондентов столкнулись с противоречивыми результатами по двум опросникам, так, например, учащийся с типом темперамента меланхолик не соответствует профессии врача, менеджера, однако результат опроса ДДО показал, что подходящие профессии для него — профессии типа человек-человек. Данное противоречие не говорит о том, что данные методики «не работают». С подобными результатами могут столкнуться часть людей, которые имеют огромный интерес к определенной сфере деятельности, или же у них с детства сформировалось мнение о будущей профессии, или человек не имеет «чистого» типа темперамента, а имеет смешанный, что также явление не столь редкое, но тем не менее определенная тенденция всегда проявляется в поведении человека. С помощью силы воли и огромного желания человек может добиться успеха в профессии, даже не имея необходимых профессионально важных характеристик, а также сформировать необходимые умения, например, коммуникативные, рефлексивные и т.п., сформировать необходимые черты характера, работая над развитием своей личности и даже «преодолеть недостаточное развитие некоторых способностей» [1, с.180]. Эффективными методами в этом направлении являются ролевые игры, психодрама, тренинги, групповые дискуссии, деловые игры [5, с.203].  Интересен психологический факт, что «тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость» [4, с.63]. Практически у половины (28 из 59 человек) исследуемых было выявлена взаимозависимость между результатами двух опросников.

В завершение, хотелось бы сказать, что данные психодиагностические методики можно проводить не только среди старших школьников, но и среди студентов, которые уже обучаются в высших учебных заведениях и даже работают. Если человек не уверен, что в своё время сделал правильный выбор, или он хочет получить второе, а может и третье высшее образование, или же просто освоить новое занятие, то данные методики помогут принять верное решение. Необходимо помнить, что совершенно не поздно в любом возрасте освоить что-то новое и интересное.

Таким образом, при выборе профессии важно руководствоваться целым комплексом различных факторов, значимыми из которых являются темперамент и потребность человека в самопознании, саморазвитии.  Но если какая-то профессия является очень привлекательной, но не подходит с точки зрения опросника на определение типа темперамента или по результатам опросника ДДО Е.А. Климова, то всегда можно найти компромисс. Современный мир профессий и специальностей настолько разнообразен, что всегда можно найти «дело по душе», где способности, интересы и особенности характера будут направленны в правильное русло, будут приносить удовольствие от выполнения должностных обязанностей. Ведь когда человек занимается именно тем, что ему подходит, что вызывает интерес и, когда человек каждый день ходит на работу с огромным желанием, естественно, он будет стараться и выполнять все на «отлично» и тем самым приносить огромную пользу обществу.

Список литературы:

  1. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся ст. классов. — 2-у изд., доп. — М.: Просвещение,1986. — 223 с.
  2. Райгородский Д. Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2015. — 704 с.
  3. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко Л.А. Кузнецова, Л.А. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 379 с.
  4. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2015. – 592 с.
  5. Шорина, А.В. «Проблема необходимости функционирования профессиональной психологической службы в организации и значение сформированности рефлексивных умений у её сотрудников» // «Гуманитарные и социальные науки». –2019. – N 3. – С. 198–208.