Любые социально-экономические изменения в современных государствах совершенно не исключаю, что в обществе не будет детей, по каким-либо причинам оставшимся без попечения родителей. Заботу о таких детях и устройство их дальнейшей судьбы возлагают на государство. В связи с этим, одним из самых важных элементов функции каждого государства является, прежде всего, качественная забота о малообеспеченных слоях населения, которые оказались в трудных жизненных ситуациях не по своей воле, а именно, речь идет о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Множество норм международного и российского права, которые гласят о человеке, как о высшей ценности государства, подчеркивают особую необходимость поддержки, а так же защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Такие слои населения совершенно беззащитны, и особенно нуждаются в помощи не только государства, но и социума.
Положение детей-сирот в нашей стране, и динамика их сокращения в государственном банке данных, а так же меры, которые предпринимаются для значительного сокращения их численности, являются одними из основополагающих элементов функции по реализации государственной политики в сфере. Тема детей-сирот уже давно стала предметом многих научных исследований различных авторов. Данная тема так же публично и часто освещается в средствах массовой информации и на телевидении. Несмотря на такое бурное обсуждение, данная сфера государственной политики в области социальной поддержки детей-сирот остается не до конца изученной с практической точки зрения, а именно с точки зрения сравнительного анализа численности детей-сирот, которые находятся под прямым надзором в специализированных организациях социального обслуживания, имеющие бесспорные показатели сокращения банка данных детей-сирот. Так, например, по официальным статистическим данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей по состоянию на декабрь 2019 года, численность таких детей составила 147 тысяч, из их числа 94 тысячи 642 находятся под квалифицированным надзором в специальных организациях для детей-сирот.
Государственные инструменты политики в области социальной защиты детей сирот, а так же малозащищенных слоев населения, осуществляются в соответствии с общепризнанными нормами, обязательно установленными законодательством РФ:
– гарантированное общедоступное бесплатное начальное;
– основное и среднее полное общее образование, на конкурсной основе среднее и высшее профессиональное образование;
– бесплатное медицинское обслуживание;
–выплаты государственных пособий, гарантированных законодательством;
– социальная адаптация и социальная реабилитация детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
– право на жилище.
На региональном уровне социальная защита детей-сирот регулируется непосредственно региональным законодательством, которое по своей специфике опирается, и не противоречит федеральному законодательству. В настоящее время в нашей стране обострен вопрос о проблеме формального закрепления норм, которые бы регулировали вопросы социальной защиты детей-сирот. Такие нормы, которые регулировали бы права и обязанности субъектов, непосредственно осуществляющих эту защиту. Особое внимание следует уделять непосредственной практической реализации перечисленных норм, а так же функционированию правовых механизмов, позволяющих наиболее эффективно реализовывать предоставленные государственные права, гарантии и пользоваться всеми льготами. Кроме того, детям-сиротам необходима социальная и правовая защита со стороны государства, для поддержания здорового физического состояния и стабильного психологического здоровья, поддерживая нормальные условия жизни.
Решение основных и самых острых проблем в настоящее время, заключается в совершенствовании системы попечительства и сиротства; поощрении государством семейных форм устройства детей и создании благоприятных условий для их воспитания и активного развития; создании индивидуальных программ работы детских учреждений с учетом особенностей детей. Имеется ввиду, что стоит обязательно учитывать сформированность у детей-сирот навыков и способностей к разнообразным видам трудовой деятельности, особенностей личности, развития индивидуальных наклонностей. Должны создаваться достойные условия жизни в государственных специализированных учреждениях для оптимизации здоровья и развития детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей. Помощь в социальной адаптации по достижении совершеннолетия, а так же обеспечение достойным жильем и помощь в обязательном трудоустройстве.
Для наиболее эффективного решения проблем, связанных с вопросом о детях-сиротах, в нашей стране социальная политика государства, должна опираться на конкретные правила, а так же реализовываться в нескольких направлениях:
– возрождение, развитие и акцентирование внимания на лучших воспитательных традициях, которые основываются на гуманизме, любви и, прежде всего, уважении к ребенку;
– возвращение определенных принципов «воспитания» в учебные заведения;
– стабилизация основных социально-экономических, а так же политических процессов в обществе;
– повышение уровня жизни населения, путем увеличения числа рабочих мест, активное развитие сельского хозяйства в регионах, развитие промышленности, достойный уровень оплаты труда;
– социально-экономическая и законодательная, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
– реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;
–развитие современных форм семейного воспитания;
– возрождение духовной культуры нации.
Уделять внимание детям-сиротам необходимо, так как эти дети особенно нуждаются в заботе и поддержке, они лишены материнской любви, и совершенно отчуждены от семейных традиций. Поэтому особое внимание уделяется социальной поддержке и защите таким детям, не только на региональном уровне, но и государственная поддержка особенно значима и актуальна.
Использованные источники:
- Адамов К.С. Социальная политика в сфере поддержки детей-сирот / К.С.Адамов // сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: Концепции устойчивого развития науки в современных условиях. – 2019 –С. 225-226.
- Баховцев А.А. Государственная поддержка детей-сирот / А.А. Баховцев // Международная научно-практическая конференция: Концепции фундаментальных научных исследований. – 2018.– С. 123-125.
- Винокурова П.Р. Дети-сироты как отдельная ячейка общества / П.Р. Винокурова // Международная научно-практическая конференция: Концепции фундаментальных научных исследований. 2019. Т. 5. № 6. С. 23-25.
- Патент РФ № 2349063, А01В 3/36, А01В35/26. Устройство для обработки почвы/Б. Ф. Тарасенко, А. Н. Медовник, С. А. Твердохлебов и др.; патентообладатель ФГОУ ВПО Кубанский ГАУ; опубл. 20.03.2009.
- Патент РФ № 2338360, А01С 15/00, А01В49/04. Устройство для внесения минеральных удобрений при сплошной обработке почвы / А.Н. Медовник, Б.Ф. Тарасенко, Г.Г. Маслов и др.; патентообладатель ФГОУ ВПО КубГАУ; опубл. 20.11.2008.