Сохранение здоровья населения, предупреждение или ослабление воздействия поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий, своевременное оказание медицинской помощи, лечение и реабилитация пораженных и больных при возникновении чрезвычайных ситуаций гарантировано Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994 года.
Свердловская подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Взаимодействие Центра Медицины катастроф, Министерства Чрезвычайных ситуаций и Министерства Здравоохранения закреплено в перечне создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,[1]
Рассмотрим, как совершенствуется взаимодействие органов исполнительной власти Свердловской области в процессе медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях за последние годы.
В первую очередь рассмотрим, как изучаемыми ведомствами реализуется научно-аналитическая функция.
Отдел плановой и экстренной консультативной медицинской помощи Центра медицины катастроф Свердловской области занимается внедрением новых медицинских технологий и обобщением передового отечественного и зарубежного опыта организации оказания экстренной медицинской помощи. В структуре Министерства Здравоохранения такую функцию выполняет отдел мобилизационной подготовки и организации медицинской помощи при ЧС, одной из задач которого является организация постоянного сбора и анализа информации медико-санитарного характера по вопросам защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций и военных действий, о медико-санитарных последствиях, методах и способах их ликвидации [2].
Отдел организации оперативной службы ЦУКС МЧС России по Свердловской области во взаимодействии с другими субъектами системы Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет обмен опытом, участие в конференциях, семинарах по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[3]. В то же время следует подчеркнуть: вопросы взаимодействия органов исполнительной власти Свердловской области в процессе медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях не рассматривались в научных работах.
Далее следует рассмотреть, как реализуется аналитическая функция. Эффективность медико-санитарного обеспечения в период ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф во многом зависит от своевременной подготовки ресурсов и персонала, который нужно обеспечить до наступления чрезвычайной ситуации.
Важно обеспечить постоянный межведомственный обмен докладами, иными информационно-аналитическими материалами, позволяющими сделать выводы о готовности органов власти в ликвидации возможных социально-значимых происшествий и своевременно устранить имеющиеся недочеты.
Оперативно-диспетчерским отделом Центра медицины катастроф проводится активная работа по взаимодействию и обмену оперативной информацией в случаях возникающих угроз и чрезвычайных ситуаций с оперативным дежурно-диспетчерским центром, Центром управления в кризисных ситуациях МЧС России[4].
В Центре управления в кризисных ситуациях МЧС России по Свердловской области ежедневно в селекторном режиме докладывается оперативная обстановка, реагирование сил и средств на ЧС и происшествия, проблемные вопросы[5].
По результатам проведенного анализа ежегодно проводятся межведомственные совещания руководителей Центра управления в Кризисных ситуациях МЧС России, Министерства Здравоохранения и Центра медицины катастроф Свердловской области; осуществляется разработка концепции развития, подготовка целевых программ, подготовка методических материалов по организации деятельности подразделений области в повседневном режиме и режиме ЧС[6].
Прогнозированием и планированием занимается отдел мониторинга и прогнозирования Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Свердловской области. В рамках исполнения этой функции проводится переписка, подготовка отчетов и необходимой информации, доведение прогнозов различной заблаговременности по запросам, а так же доведение информации до взаимодействующих структур посредствам почты, сайта Главного управления; работа по контролю разработки прогнозов различной заблаговременности и доведение их до взаимодействующих структур и органов управления, а также выполнения превентивных мероприятий в соответствии с прогнозами[7].
Следует отметить, что в Свердловской области не разработаны методические рекомендации планирования медико-санитарного обеспечения населения Свердловской области в чрезвычайных ситуациях, что является значительном упущением в работе изучаемых органов власти. Наличие такого документа позволило бы структурировать систему медико-санитарного обеспечения в ЧС и обеспечить наиболее эффективное, оперативное и экономичное выполнение комплекса мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Функцию информационного обеспечения Центр медицины катастроф в рамках своих полномочий осуществляет путем организации обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях[8]. В Свердловской области за последние годы технических проблем передачи информации по каналам взаимодействующих министерств зафиксировано не было, что говорит о возможности организации бесперебойного информационного взаимодействия. Своевременность и точность поступающей информации, необходимой для лиц, организующих ликвидацию последствий катастрофы, увеличивает эффективность спасательных мероприятий. Однако в отчетных документах не указываются результаты анализа полученной информации, что также не позволяет сделать выводы об эффективности информационного обмена.
Для того, чтобы определить степень качества организационной функции во взаимодействии органов исполнительной власти Свердловской области в процессе медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, рассмотрим, как деятельность изучаемых ведомств оценивают население, эксперты, вышестоящие органы власти и сами сотрудники этих органов.
В первую очередь, стоить отметить, что за последние годы не проводились опросы населения Свердловской области по оценке совместной деятельности изучаемых ведомств.
Независимо от этого, Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Свердловской области занимает высокие позиции в рейтинге среди всех территориальных подразделений по стране. Так, в 2018 г. Центр занял первое место среди всех ЦУКСов по Уральскому федеральному округу и второе место по Российской федерации. Примечательно, что одним из критериев для оценки стала «Организация взаимодействия с органами повседневного управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».[9]
Работа Центра медицины катастроф по Свердловской области была высоко оценена федеральным руководством, что говорит о достойном уровне организации работы центра: в 2004 году в первом Всероссийском конкурсе «Лучший центр медицины катастроф Российской Федерации» он занял I место. В 2014 году Центр медицины катастроф был признан победителем среди Территориальных центров Российской Федерации в номинации «Лучший из лучших» и получил памятный кубок «Пирогов»[10].
По результатам проведенного экспертного интервью можно также сделать вывод, что сотрудники изучаемых ведомств положительно оценивают уровень взаимодействия органов исполнительной власти Свердловской области в процессе медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. «Взаимодействие организовано на высоком уровне; вся необходимая информация и помощь поступает своевременно и в полном объеме; взаимодействие осуществляется в соответствии с законодательством РФ, а также на основании заключенных соглашений и регламентов» — так сотрудники отвечали на вопрос о качестве взаимодействия изучаемых структур. Отрицательных оценок деятельности в этой сфере получено не было.
Проанализировав практическую деятельность взаимодействия органов исполнительной власти Свердловской области в процессе медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях по реализации основных функций управления, а именно: научно-аналитическую, аналитическую, функцию прогнозирования и планирования, контрольную и организационную функцию, можно сделать выводы о качестве взаимодействия изучаемых органов:
1) Научно-аналитическая деятельность помогает совершенствовать взаимодействие органов исполнительной власти Свердловской области в процессе медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях путем внедрения новейших разработок в практическую деятельность, тем самым обеспечивая непрерывное развитие системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области.
2) Аналитическая функция во взаимодействии изучаемых ведомств заключается в проведении совместных встреч и совещаний по итогам оперативной деятельности. Все направления взаимодействия ограничиваются только положениями, закреплёнными в совместных регламентах и соглашениях, что значительно сокращает возможности их аналитической деятельности;
3) Прогнозирование и планирование позволяет своевременно находить проблемы во взаимодействии органов исполнительной власти Свердловской области в процессе медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, а также предусматривать решения этих проблем в плановом периоде. Однако в результате анализа отчетных документов было замечено, что некоторые вопросы отображены как проблемные из года в год. Этот факт говорит о недостаточной эффективности системы планирования, а также о проблемах в организации оперативного решения задач по совершенствованию деятельности изучаемых органов власти;
4) Согласно данным из отчетных документов за 2014-2018 год за последнее время проблемы, возникающие в рамках выполнения функции информационного обмена были связаны исключительно с человеческим фактором (задержки оперативной передачи информации). Информационные технологии совершенствуются с каждым годом, что позволяет наладить технические аспекты информационного взаимодействия;
5) Организационная функция была рассмотрена с точки зрения оценки деятельности взаимодействующих ведомств на разных уровнях. Такой анализ позволил всесторонне оценить организацию деятельности ЦУКС МЧС, Министерства Здравоохранения и Центра медицины катастроф и сделать вывод о высоком уровне их взаимодействия.
Список литературы:
- Гребенюк Б. В. Организационная структура и совершенствование деятельности штаба Всероссийской службы медицины катастроф, Автореферат кандидатской диссертации кандидата медицины наук. М., 2009.
- О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 ( в ред. от 29 ноября 2018г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении устава федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисный ситуациях Главного управления МЧС России по Свердловской области»: приказ МЧС России от 27.09.2011 №545.
- Отчет главного врача Территориального центра медицины катастроф Свердловской области за 2018 год [Электронный ресурс] URL: http://www.tcmkso.ru/ (дата обращения 29.04.2019).
- Официальный сайт Министерства Здравоохранения Свердловской области [электронный ресурс] URL: https://minzdrav.midural.ru )/ (дата обращения 08.05.2019).
- Официальный сайт МЧС России. [Электронный ресурс] URL^ http://www.mchs.gov.ru дата обращения 29.04.2019).
- Официальный сайт ФГБУ Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.vcmk.ru/journal/zhurnal-meditsina-katastrof/ (дата обращения 15.05.2019).
[1] О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 ( в ред. от 29 ноября 2018г.). В данном виде до-кумент опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
[2]Официальный сайт Министерства Здравоохранения Свердловской области [электронный ресурс] URL: https://minzdrav.midural.ru )/ (дата обращения 08.05.2019).
[3]Об утверждении устава федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисный ситуациях Главного управления МЧС России по Свердловской области»: приказ МЧС России от 27.09.2011 №545.
[4]Отчет главного врача Территориального центра медицины катастроф Свердловской области за 2018 год [Электронный ресурс] URL: http://www.tcmkso.ru/ (дата обращения 29.04.2019).
[5]«Об итогах деятельности ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Свердловской области» за 2018 год»: Приказ ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» от 21 января 2019 г.№ 2.// Текущий архив Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Свердловской области.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Отчет главного врача Территориального центра медицины катастроф Свердловской области за 2018 год [Электронный ресурс] URL: http://www.tcmkso.ru/ (дата обращения 29.04.2019).
[9] Официальный сайт МЧС России. [Электронный ресурс] URL: http://www.mchs.gov.ru дата обращения 29.04.2019).
[10]Официальный сайт Территориального центра мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации Свердловской области. [Электронный ресурс] URL: http://www.tcm-ural.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7&Itemid=9 (дата обращения 29.04.2019).