ЛИЧНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

17 июня 2:35

Наверное каждый из нас периодически видит  в сводках новостей сообщения о том, что на границе было задержано лицо или группа лиц, пытающиеся пронести через границу  предметы и товары контрабандой, или вовсе пытались доставить запрещенные в обороте предметы, несущих серьезную опасность для общества. Именно поэтому сотрудники таможенных органов вынуждены прибегать к такой форме таможенного контроля как личный таможенный досмотр.  

Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, которая применяется к физическому лицу, находящему в транзитной зоне или зоне таможенного контроля, при наличии оснований предполагать, что лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.[1]

 Основаниями для проведения такого досмотра могут быть:  обнаружение должностными лицами признаков того, что лицо пытается скрыть или не выдать товары; сведения российских таможенных и правоохранительных органов; сведения их материалов правоохранительных  и таможенных иностранных и международных служб

Личный таможенный досмотр должен проводиться по решению начальника таможенного органа или уполномоченными им лицами, составленному в письменной форме. При этом, следует помнить, что личный таможенный досмотр – это вмешательство в личное пространство человека, следовательно к некотором роде это можно посчитать ограничением прав и свобод человека и гражданина.  Это может коснуться таких прав как, право на личную неприкосновенность, охраны достоинства личности, указанных в Конституции РФ.[2] Для соблюдения правовых гарантий, защиты законных интересов, прав и свобод человека и гражданина перед началом процедуры личного досмотра лицу должны быть разъяснены его права.[3] Так как, одна из обязанностей государства – соблюдение прав и свобод человека и гражданина, то таможенные органы должны провести личный таможенный досмотр в такой форме, которая будет исключать унижение чести и достоинства личности, не наносить неправомерно вреда здоровью, имуществу лица. Потому, во-первых проведение личного таможенного досмотра имеет определенный порядок , который условно можно разделить на три этапа:  первый или подготовительный, второй и третий или завершающий.[4]

 При подготовительном этапе лицу, в отношении которого возникли подозрения, что оно скрывает при себе предметы или товары, должно быть объявлено о решение проведения процедуры личного досмотра. Должностное лицо должно предъявить письменное решение и ознакомить с ним лицо, а также в присутствии понятых разъяснить ему его права и обязанности. Также лицу должно быть предложено, добровольно выдать  сокрытые от контроля товары. На втором этапе непосредственно происходит сам личный досмотр. Именно в этой части раскрывается неполнота описания данной формы контроля в законодательстве. Должностное лицо и понятые должны быть одного пола с досматриваемым лицом. Важный момент состоит в том, что сотрудники таможенных органов имеют право досматривать только одежду и имеющиеся при нем вещи. Обследовать же тело имеет право только медицинский работник, причем только он может провести только поверхностный осмотр тела. Однако, нередки случаи когда в рамках такого осмотра лицу предлагается пройти рентгенологическое или какое либо другое дополнительное обследование. Такое предложение не имеет каких-либо правовых оснований, но и одновременно не признано нарушением правил проведения личного таможенного досмотра. Но тем не менее все действия в данной процедуре должны производиться таким образом, чтобы таможенными органами и должностными лицами не причинялось унижения чести и достоинства личности, а также грубого нарушения и вмешательство в личное пространство лица. Так как, альтернативных способов по выявлению правонарушителей в законе не имеется, а существующая процедура позволяет произвольно трактовать применяемые меры, то оспорить их обоснованность довольно-таки сложно.[5] Необходимо отметить, что в законодательстве отмечено об установлении пределов ограничения прав и свобод личности, но более четких границ пока что еще не установлено, что весьма усложняет на практике их определение и тем самым затрудняет соблюдение принципа неприкосновенности личности.
Следовательно, основной проблемой данной процедуры можно назвать отсутствие строгих критериев, которые бы создавали баланс ограничения и соблюдения прав и свобод.  Не точно установлено, при каких конкретно обстоятельствах, несущих опасность для общества, государству нужно вмешаться и сузить неприкосновенную сторону отношений, применив такое правовое средство как личный таможенный досмотр.[6]

Итак, чтобы оградить граждан и других лиц, осуществляющих перемещение товаров через границу  от превышающих допустимые рамки вмешательства в личное пространство лица,  нужно определить грань допустимого.  А именно необходимо прописать строгие критерии,  которые будут определять:  факторы, указывающие на степень общественной угрозы, при которой необходимо проводить личный досмотр; регламентацию производимых при досмотре действий, а также форму их полного фиксирования; четкий и законченный перечень допустимых мер и действий, а также последующую конкретизацию пределов личного досмотра, в котором будет исключено унижение  достоинства личности, нанесение вреда имуществу и его здоровью. И дынные корректировки должны быть сформулированы либо на уровне Кодекса, либо федерального закона.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

  1. Учеб. пособие для студентов вузов Таможенный контроль / С.Н. Ревина, П. А. Паулов, Д.В. Борякин. – Самара : Издательство Самарского Государственного Экономического Университета, 2018
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Доступ из справоч. – правовой системы «КонсультанПлюс».
  3. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
  4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ// Доступ из справоч. – правовой системы «КонсультанПлюс».
  5. Учебное пособие / Демичев А.А., Логинова А.С. – М., 2015. — 450 с.
  6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 (ред. от 17.04.2018) «О формах таможенных документов» (вместе с «Порядком заполнения формы предварительного решения по классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза», «Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями», «Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями»)// Доступ из справоч. – правовой системы «КонсультанПлюс».

 

 

[1]  Учеб. пособие для студентов вузов Таможенный контроль / С.Н. Ревина, П. А. Паулов, Д.В. Борякин. – Самара : Изд-во самар. гос. экон. ун-та, 2018

[2]  Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Доступ из справоч. – правовой системы «КонсультанПлюс».

[3] «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

[4] Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ// Доступ из справоч. – правовой системы «КонсультанПлюс».

[5] Учебное пособие / Демичев А.А., Логинова А.С. – М., 2015

[6] Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 (ред. от 17.04.2018) «О формах таможенных документов» (вместе с «Порядком заполнения формы предварительного решения по классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза», «Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями», «Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями»)// Доступ из справоч. – правовой системы «КонсультанПлюс».