КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДА КАК ФАКТОР ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

6 июля 2:58

Формирование культурной политики города имеет важнейшее значение не только для населения города, но и для достижения основных целей государственной культурной политики, поскольку, именно этот уровень управления максимально близок к потребностям и запросам граждан, а также к культурным особенностям местности. При этом, до недавнего времени, участию органов местного самоуправления в формировании и реализации культурной политики, уделялось достаточно мало внимания как в научных исследованиях, так и в практике управления.

Рассмотрим три основных подхода к формированию культурной политики города:

  1. Концептуально-идеологический подход — задается извне и зависит от типа культуры, исторических традиций города, идеологией, типа экономики и т.д. Здесь культурная политика выступает как одна из составляющих развития города;
  2. Социокультурный подход: культурная политика —  важная составляющая часть социальной политики, где объектом культурной политики выступают не столько конкретные сферы культурной жизни, сколько население, а цель – активизация населения по месту жительства, приобщение к самодеятельному творчеству, культурному наследию, его освоению, развитию, трансляции культурного потенциала;
  3. Ресурсно-отраслевой — на передний план выходят в качестве ее объекта инфраструктура отрасли и действующие механизмы, касающиеся способов активизации населения в определенных параметрах (мероприятия, время, место, категория населения и т.п.), способов хранения, трансляции культурного потенциала, создания условий доступности, освоения и использования культурных ценностей.

Таким образом, при формировании культурной политики города, ее приоритеты определяются исходя из двух основных направлений ее воздействия: население города и внешняя среда, при этом, оба указанных направления имеют прямое влияние на социально-экономическое развитие города.

 

Таблица 1

Основные приоритеты культурной политики города

Население

Внешняя среда

Формирование человеческого капитала города, развитие творческого потенциала жителей

Повышение туристической привлекательности города

Снижение оттока населения

Повышение инвестиционной привлекательности города

Сглаживание социальной и культурной дифференциации населения, снижение социальной напряженности

Повышение конкурентоспособности города

 

Формирование культурной политики города невозможно строить только в одном из этих направлений, т.к. они они тесно взаимосвязаны.

Рассмотрим подробнее основные направления и приоритеты влияния культурной политики города на его социально-экономическое развитие.

Население. Сфера культуры является одной из неярко выраженных инвестиций в человеческий капитал. Высокая культура и нравственность человека сегодня также необходимы в производстве как квалификация и интеллект. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура, образовательная культура, морально-нравственная культура, символическая культура, социальная культура. Не смотря на то, что посещение населением библиотек, выставочных центров, музеев и театров  невозможно напрямую трансформировать в экономические показатели для города, при недостаточном развитии этой сферы жизни общества, жизнь каждого конкретного человека превращается в борьбу за выживание, что достаточно быстро приводит к двум негативным последствиям для города: повышение социальной напряженности и отток населения, а это в свою очередь — к нехватке квалифицированных кадров на предприятиях города и снижению предпринимательской активности, т.е к вполне статистическим показателям.

Отдельно стоит упомянуть о положительном влияние на население такого элемента культурной политики города, как сохранение и введение в деловой оборот города объектов историко-культурного наследия.         Формирование программ по сохранению объектов наследия, их участие в формировании бренда города и введение в рыночные отношения способны обеспечить следующие экономические эффекты для города:

  • снижение уровня безработицы — реставрация и эксплуатация объектов исторического наследия создает дополнительные рабочие места в городе, а также расширяет возможности бизнеса, в том числе малого и среднего. Кроме того, создание дополнительных рабочих мест способствует решению демографических вопросов города — уменьшается отток населения из малых в крупные города, в городе остается больше квалифицированной рабочей силы;
  • повышение туристического потока в город, и как следствие доходов города от этого сектора экономики;
  • повышение налоговых отчислений в бюджет города от предприятий;
  • повышение стоимости и привлекательности недвижимости рядом с благоустроенными памятниками;
  • развитие смежных отраслей экономики — индустрии туризма и гостеприимства, транспортной и коммунальной инфраструктура города;
  • создание рекреационной зоны для жителей, в том числе и с платными услугами.

Внешняя среда.  Основной целью культурной политики во внешней среде является развитие имиджа и бренда города с целью получения новых инвестиций и увеличения туристического потока, при этом, притяжение туристов в город можно обеспечить как продвижением материальных культурных ценностей (памятники архитектуры, исторические здания и местности), так и нематериальными (традиции, ремесла, аура значимых исторических событий).

Культурный туризм — это сфера экономики, которая стремительно развивается во всем мире;

  • Ресурс объектов историко-культурного наследия – это капитал, позволяющий городу привлечь туристов и продвинуть свой бренд;
  • Доход от исторических достопримечательностей может быть дополнительным двигателем местной экономики;
  • Историческое наследие привлекает туристов в маленькие города и способствует их развитию вместо затухания;
  • Успех культурного туризма напрямую зависит от инвестиций в исторические памятники и грамотной административной политики, а также соответствующей нормативно-правовой базы;
  • Приверженцы культурного туризма не только приносят деньги, но и создают дополнительные возможности развития региона, в том числе создание новых рабочих мест.

Формирование культурной программы города в этом направлении тесно связана с созданием бренда и имиджа города.

Список литературы:

  1. Наточий В.В. Реализация культурной политики на муниципальном уровне. Проблемы и перспективы,
  2. Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / под ред. Кейта Динни; пер.с англ. Веры Сечной — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 — 336 с.
  3. Донован Рипкема. Экономика исторического наследия. Практическое пособие для руководителей / Пер.с англ. — М.: ЗАО «Билдинг Медиа Груп», 2006 — 156 с