Проблемы технологического образования школьников в последние тридцать лет обусловлены трансформацией четырех составляющих условий ее эффективной реализации – организации, кадрового потенциала, материально-технических условий и институциональной ролью.
Симоненко В.Д, Хотунцев Ю.Л. в 1999 г. предложили концепцию развития технологического образования в Российской Федерации (далее по тексту – РФ). «Основной целью технологического образования (в соответствии с культурологической логикой Концепции) является формирование технологической культуры, которая предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Эта базовая идея и лежит в основе развития содержания технологического образования на всех уровнях общего образования, как в России, так и за рубежом. Фактически, разные аспекты технологической культуры и технологической грамотности выпускников школы являются мировым трендом в осовремененном технологическом образовании» [1, С. 5-12].
В условиях развития проектно-технологической организационной культуры формируются и новые качества личности, востребованные на новом этапе развития – технологически важные качества личности (по аналогии с профессионально важными качествами личности, выделяемых исследователями в рамках профессиональной культуры специалиста). Такими технологически важными качествами личности в современных условиях являются системное мышление, коммуникативность, самоорганизация, адаптивность, креативность, «большие данные» (точнее способность работать с разнообразной информацией и данными) [2].
Технологически важными качествами личности, прошедшими через эпохи и вновь ставшими востребованными на новом витке развития общества, стали умение работать в команде, исполнительское мастерство, способность проектировать (в том числе моделировать и конструировать), «делание» (способность создавать, созидать в широком смысле, в том числе и учиться в процессе этого) и способность работать в малых формах хозяйствования (и соответственно выполнять различные трудовые функции, в том числе экономические, предпринимательские).
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)» [3].
Конечно, объем времени, на освоение этой области в рамках урочной деятельности не велик. Однако технологическая подготовка школьников предусматривает использование внеурочной деятельности и дополнительного образования в формате кружкового движения.
Актуальность формирования технологического мышления и осуществления обучения базовым навыкам столь высока, что на поставленную задачу откликаются многие педагоги и не только тех предметов, которые по своему содержанию непосредственно связаны с «Технологией».
Список использованной литературы:
- Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. 1999. №1. С. 5–12.
- Крашенинников В.В., Крашенинников С.В. Развитие проектно- технологического Мышления. Научный электронный журнал Меридиан. Выпуск №4(7), 2017. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагог. Творец. Личность»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года/ Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование, п. 2. // — режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/66.html
© В.В. Крашенинников, 2018