В настоящее время машиностроение является крупной динамически развивающейся отраслью, уровень которой оказывает огромное влияние на уровень страны и промышленности в целом. Такая связь логична по причине потребности населения в использовании техники и различных приборах. Однако, эксплуатация машиностроительных комплексов ведет к вредному и неблагоприятному воздействию на окружающую среду.
Машиностроение можно разделить на 3 основные группы:
- Производство машин и оборудования.
- Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
- Производство транспортных средств и оборудования
Проблемы экологического характера влияют не только на производственный процесс, но и нам сам технический уровень производства. Механическая обработка помощью металлорежущих станков ведет к образованию стружки, которые частично попадают в атмосферу и сточные воды (рисунок 1). К тому же высокая доходность металла резаньем не способствует рациональному использованию ресурсов.
Рис.1 Форма срезаемых развертками стружек прямозубой развертки
Практически все предприятия используют в технологических процессах топлива, которые выделяют продукты сгорания, поступающие в атмосферу. При этом в атмосферу попадают вредные газообразные и твердые вещества. Например, гальваническое производство и нанесение лакокрасочными покрытиями является и по сей день экологически опасным, в данном производстве применяются кислоты, соли тяжелых металлов. Утилизация отходов не возможна ввиду не хватающих полигонов по их захоронению. Лакокрасочные изделия хоть и не оставляют после себя большое количество отходов, но при этом они высокотоксичны. Попадание отходов в воду, может вызывать смерть флоры и фауны. Загрязнение среды в машиностроительном комплексе можно условно выделить по трем направлениям:
- Атмосфера (выброс 6-валетного хрома).
- Вода (сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли, фосфор и многое другое).
- Почва (стружка, зола, опилки, шлаки, осадки, металлолом).
В некоторых районах промышленно развитых стран выбросы отходов превышают все допустимые нормы. Для улучшения экологической ситуации на машиностроительных предприятиях необходимо:
- Разработка и внедрение современных технологий
- Переработка и утилизация вредных веществ предприятий
- Контроль и мониторинг местности.
В развитых странах проблемам экологии отводится не маловажная роль. К примеру, в США, Великобритании, Швеции существуют специальные службы мониторинга экологического состояния. Данные службы направлены на экоконтроль предприятий: того как они выполняют законы об охране окружающей среды. Одной из наиболее ответственных стран в плане экологической защиты является Япония. Законы в Японии довольно строгие, при их нарушении необходимо выплатить большие штрафы, оплачивать лечение пострадавших, а в некоторых случаях даже возможно привлечение к уголовной ответственности [1].
Подходя к вопросу оценки экономического ущерба на экологию от машиностроительных предприятий можно сформировать следующий алгоритм:
- Загрязнение воздействует на окружающую среду и изменяет параметры ее состояния.
- Изменённая окружающая среда воздействует на все живое, приводя к экономическим потерям.
Исходя из представленного алгоритма сначала необходимо определить объёмы и структуру выбросов вредных веществ. Для измерения необходимо произвести расчет рассеивания вредных примесей, который проводится с учетом различных факторов. Зная концентрацию веществ, можно оценить реальное воздействие на окружающую среду [2].
По экспертным оценкам экологический ущерб от загрязнения в России составляет 8%, данный ущерб увеличивается ежегодно. Величина потерь зависит от соотношения между расходами и затратами. Природоохранные затраты и экономический ущерб взаимосвязаны: чем выше затраты, тем меньше ущерб. Снижение природоохранных затрат вызывает рост экономического ущерба. Соотношение затрат, которые целесообразно использовать на охрану окружающей среды, представлено на рисунке 1, где: 1-кривая предельного ущерба; 2 -кривая предельных затрат [3-4].
Рисунок 2 – Экономический оптимум загрязнения окружающей среды
Прослеживая данную взаимосвязь логично предположить, что необходимо регулирование природопользования машиностроительных комплексов со стороны государства, который заставляет платить за экологический ущерб. Одним из видов стоимостного критерия в таком случае может являться экологические платежи, которые выполняют ряд функций:
- стимулирующая;
- аккумулирующая;
- распределительная;
- контрольная.
Плата, в свою очередь, стимулирует предприятие к снижению вредных выбросов, и за превышение допустимых выбросов взимается повышенная плата, которая осуществляется за счет прибыли предприятия.
Таким образом, из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение и металлообработку приходится лишь незначительная его часть 2% [5]. Однако, на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. В свою очередь, необходимо уделить особое внимание экономическому оптимуму который, отражает важность роли государства в регулировании природопользования.
Список литературы
- Экологические проблемы машиностроения URL: https://spravochnick.ru/mashinostroenie/ekologicheskie_problemy_mashinostroeniya/ (дата обращения: 09.03.2020).
- Савченко Т.А. Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха машиностроительными предприятиями / Т. А. Савченко, В. А. Верхозина, Г. И. Щадов // Вестник ИрГТУ. — 2012. №6(65). — С. 206-210.
- Нафикова Э.В., Анализ проблемы загрязнения водотоков урбанизированных территорий/Нафикова Э.В., Соколова О.В., Александров Д.В.//Устойчивое развитие территорий: теория и практикаМатериалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. 2019. С. 186-188.
- Konig F. River Restoration in Moscow — Experiences/ Konig F., Nafikova E., Lehmann B., Nestmann F.//Wasserwirtschaft. 2011. Т. 101. № 4. С. 26-32.
- Аюпова Г.Н., Анализ проблемы очистки промышленных сточных вод от тяжелых металлов/Аюпова Г.Н., Нафикова Э.В.//Наука, образование, производство в решении экологических проблем (Экология-2017)Материалы XIII Международной научно-технической конференции. В 2-х томах. 2017. С. 176-180.