Трудно представить жизнь и успешную карьеру современной личности, не владеющей каким-либо иностранным языком, как показателя успешности и образованности, средства межкультурного общения. Как правило, основной функцией иноязычного образования сегодня является систематическое обучение и воспитание, направленные на овладение учащимися иностранным языком как средством общения, средством познания чужой и своей национальных культур. Кроме того, изменения формата ЕГЭ по иностранному языку, связанные с введением устной части экзамена акцентируют наше внимание на необходимость активного формирования и развития у учащихся умений и навыков общения в устной форме с учётом мотивов, целей и социальных норм речевого поведения в типичных сферах и ситуациях.
Таким образом, обучение иностранным языкам ставит целью научить учащихся общаться на изучаемом языке и использовать полученные знания на практике.
Для формирования у учащихся умений и навыков устной речи преподавателю необходимо мотивировать учащихся на изучение языка, пользоваться на занятиях специальными интерактивными упражнениями, направленными именно на развитие общения учащихся и формирование у них навыков и умений говорения. С помощью интерактивных методов обучения преподавателю удается решать одновременно несколько задач: развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся, поддержанию эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечению воспитательной задачи, поскольку интерактивное обучение приучает работе в команде, прислушиванию к мнению своих товарищей. Используя интерактивные методы обучения преподаватель сумеет активировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, и соответственно, повысить качества преподавания.
Говорение, наряду с аудированием, является основным продуктивным видом речевой деятельности и одним из важнейших направлений преподавания, посредством которого и осуществляется устное общение. Говорение подразумевает выражение своих мыслей в устной форме. Говорение основано на соблюдении произносительных, лексических, грамматических норм языка. Именно поэтому, когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе учащиеся берутся за это дело неохотно. И задача преподавателя, заключается в том, чтобы помочь уменьшить у учащихся страхи возможности ошибиться при приобретении навыков устной речи и обеспечить комфортные условия для их развития. Для этого необходимо поощрять любую попытку заговорить на языке, не останавливая и не указывая на ошибки в произношении, грамматике и так далее. Иначе, данный разговор будет восприниматься учащимися как негативный опыт. В момент говорения просто необходимо забыть про ошибки и радоваться тому, что ваши учащиеся уже пытаются говорить на иностранном языке. Возможно, что в их речи множество грамматических ошибок, а мнение их ошибочно, но разве не достаточно лишь того, что они используют английский для выражения собственного отношения к обсуждаемому вопросу. Несомненно, все наиболее типичные ошибки должны быть обобщены, разобраны, но уже после говорения.
Для достижения успехов в формировании у учащихся умений и навыков говорения преподаватель на этапе объяснения темы мог бы интересоваться мнением учащихся по данному вопросу, согласны ли они с общепринятой точкой зрения или думают по-другому. Понимание того, что преподаватель интересуется их мнением, и оно для него, действительно, важно, может явиться отличным стимулом начать использовать изучаемый язык в устной речи. Основной задачей является на данном этапе работы вывести учащихся на беседу, мотивировать их на участие в обсуждение какой-либо темы.
В помощь учащимся преподаватель может предложить набор ключевых слов, идей или вопросов, которые стоит обсудить при разборе той или иной темы. С целью раскрытия потенциала учащихся можно также предложить им несколько языковых конструкций, объяснив случаи их употребления. Они могут помочь им связать разрозненные идеи воедино, и в итоге может получиться отличный ответ по заданной теме.
Работа в небольших группах или парах зачастую позволяет студентам более свободно и раскрепощенно чувствовать себя во время говорения. Практическое использование языка в сочетании с творческим моментом групповой работы может позитивно сказаться на мотивации учеников. Но и в этом случае учащимся необходимо дать время поразмыслить над поставленным вопросом или обдумать ту или иную ситуацию.
Для организации учащимся благоприятной среды для устного общения преподавателю можно использовать на занятиях интересный аудиоматериал, видеоролик, отрывок из любимого видеофильма, тематические картинки, карточки с ролевыми заданиями.
Во время урока преподавателю необходимо сосредоточить все свои усилия на том, чтобы говорили именно учащиеся, предоставляя им возможность самим задать вопросы друг другу и всячески поощряя такую инициативу учащихся. Желательно при этом требовать от учащихся развернутые ответы на все вопросы. Преподавателю же стоит выполнять регулирующую функцию на протяжении всего занятия.
Работая над формированием навыков говорения, учащимся можно предложить представить себе, что они не обладают знанием какого-либо другого языка, кроме как английского. В этом случае у них появляется необходимость в изъяснении на данном языке, спросить о чем-то, или ответить на чей-то вопрос, используя имеющийся у него запас лексических единиц данного языка. При этом, ситуация не должна выглядеть стрессовой, а может носить шуточный характер, которая, в конечном счете, будет иметь практический результат.
Для создания атмосферы вовлеченности каждого, особенно тех, кто неохотно высказывается в процессе говорения, преподаватель может задавать им более легкие вопросы, с постепенным повышением уровня сложности вопросов.
В заключение стоит сказать, что успех в формировании навыков и умений говорения на иностранном языке может быть достигнут только в том случае, если преподавателю удастся заинтересовать учащихся, мотивировать их к приобретению навыков общения. После того, как студент заинтересуется, приобретет уверенность в своих возможностях заговорить на иностранном языке и при несомненной поддержке преподавателя в этом, его успехи будут значительны. Всему перечисленному и должна способствовать работа преподавателя по развитию навыков устной речи на уроках английского языка.
Список использованной литературы:
- Формирование навыка говорения на иностранном языке и критерии его автоматизированности. Пузикова Е. А. Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Иванова Л. Б. Ростов-на-Дону, 2000 год.
- Формирование умений говорения у студентов как средство эффективной межкультурной коммуникации. Щербакова О.В. Челябинск, 2019