Пешкова Е. Н.,
учитель начальных классов
МОУ СК(К)ОШИ п. Нижний Куранах;
Мигунова Н.П.,
учитель начальных классов
МОУ СК(К)ОШИ п. Нижний Куранах
(Россия, п. Нижний Куранах);
Дуброва Н.А.,
учитель начальных классов
МОУ СК(К)ОШИ п. Нижний Куранах
(Россия, п. Нижний Куранах)
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья — актуальная проблема коррекционной педагогики. Успешность включения ребёнка в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением. Процесс социализации предполагает решение главных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни. Неспособность ребенка с ОВЗ проявить себя в жизненных ситуациях интеллектуально накладывает отпечаток на его поведение в общении со здоровыми сверстниками. Поэтому создание творческого продукта выступает как своего рода компенсация: получение морального удовлетворения от своего изделия, словесное поощрение окружающих делают общение более успешным. В связи с этим формирование навыков творческого труда является актуальным в социальной адаптации ребёнка с ОВЗ.
Творчество — это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле.
Сформированный творческий коллектив «Бусинка» стал основой создания и развития совместной деятельности детей, направленной на достижение общих целей.
Участниками коллектива стали учащиеся 1-4 классов.
На начальном этапе формирования коллектива была Проведена входная диагностика, по её результатам было выявлено, что во время проведения мероприятий 30% детей работают сообща, а 70% группы детей проявляли пассивность.
А как организовать активное взаимодействие детей в процессе самой деятельности? Организованная, творческая деятельность нашла свое целостное воплощение в разработанной И.П. Ивановым системе и методике коллективных творческих дел (КТД).В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. Проявление себя в различных областях искусства позволяет нашим детям с ограниченными возможностями здоровья раскрыть весь мир своей души, показать и доказать, что они могут быть равными среди равных, через разнообразные формы КТД Нравственные КТД. Задачи: проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно Участвуя в театрализованной постановке « Дети войны», посвященной 70- летию победы, исполнив танец «Журавли», дети были отмечены почетными грамотами за чуткое и выразительное исполнение художественного образа, за искреннее исполнение главной роли.
В мероприятиях «Страна вежливости»,«Планета здоровья» дети встречались со сказочными героями, закрепляли правила вежливого поведения, здорового образа жизни, был организован фито–бар, где учащиеся были предложены чайные напитки из лекарственных трав Якутии.Участвовали в мероприятиям проводимым православным храмом: конкурсе поделок из природного материала «Мой храм» рисунков «Мое Рождество» конкурсе чтецов «Моя Родина-Россия». Традиционным стало участие в Благочинических конкурсах. Во время подготовки к 1 Благочиннической научно-практической конференции «Православие и современность» ребята совершили экскурсии в храм, в информационный центр, опрос населения поселка Нижний Куранах, для сбора необходимой информации для проекта. На экскурсиях в хлебопекарни фирмы «Демис» ИП «Серобян» дети смогли увидеть процесс производства хлеба. Итогом нашей проектной работы стало выступление на конференции с работой «Хлеб замешан на светлой любви, черном горе и верности»- работа отмечена дипломом 2 степени. Участвуя в Днях Славянской письменности, дети не только показали свое выступление, но и прикоснулись к традиционным русским ремеслам. Все это влияет на формирование таких качеств, как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
Экологические КТД. Природа — лучший учитель ребенка, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы стало вовлечением детей в отряд «Зеленых пионеров » Слова «У планеты есть друзья: это мы, и ты, и я! », стали девизом нашего экологического движения. В рамках общероссийского дня защиты от экологической опасности проведено мероприятие «Планета Земля – наш общий дом» с приглашением инспекторов Алданского комитета охраны природы, «День защиты морских млекопитающих» « Всемирный день воды» и акции: «Покормите птиц зимой», «Посади своё дерево», «Чистый двор», «Наш сквер». Ребята приняли активное участие в республиканских, муниципальных, школьных конкурсах рисунков «Краски Якутии», «Правила поведения в природе», «Край в котором ты живёшь». Постановка спектакля «Берегите птиц зимой», для ребят детского сада «Олененок», совместно с детьми провели мастер-класс по изготовлению мини-кормушек для птиц, детьми были распространены листовки с призывами помогать птицам зимой. Воодушевившись этой работой в этом году на окнах нашей школы появились новые кормушки, дети получили незабываемые, яркие впечатления от разнообразия пернатых друзей, посетивших нашу птичью столовую. Увлеченные наблюдением за птицами ребята отметили, что к кормушке прилетали: свиристели, синицы, снегири, дятлы, которые своим внешним видом вызывали восторг у детей. В рамках Года экологии в России дети виртуально отправились по заповедным местам Якутии, познакомились с особо охраняемыми территориями: Ленские столбы, памятник природы «Кигилях-Хая». По результатам проведенной экологической деятельности отряд «Зеленые пионеры» был награждены грамотами и денежными сертификатами.
Целью познавательных КТД является формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Такие мероприятия требуют своего раскрытия в коллективном поиске и обладают богатейшими возможностями для развития у обучающихся таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение. Хорошим направлением является проектная, исследовательская деятельность. Ребята второй год участвуют в заочном туре районной НПК «Шаг в будущее» с работами«Загадочный мир квиллинга», «Вторая жизнь бумаги» — в процессе работы дети узнали не только интересные факты, но и получили опытным путем новую бумагу. В проекте «Школа безопасности» ребята выясняли в беседе с инспектором о причинах возникновения пожаров, на практических занятиях отрабатывали навыки поведения при пожаре. По Итогам этих мероприятий учащиеся стали обладателями дипломов 1 и 2 степени.
Целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям, пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость и отзывчивость, обогащать внутренний мир человека – являются целями художественного КТД. Стало традиционным участие творческого коллектива «Бусинка» в многожанровом фестивале «Музыкальная мозаика», дети показали свое творчество в нескольких номинациях: танцевальное искусство, за гранью, художественное слово и заняли первое место в номинации «За гранью – шляпное дефиле». Эмоциональный всплеск вызвали у зрителей презентации «Декоративно-прикладного творчества», всё это помогает познать мир изобразительного, театрального искусства, мир народного фольклора. Гостям Республиканского «Южно-якутского форума», а так же в рамках социального партнерства с ПЧ – 3 п. Нижний Куранах танцевальной группой коллектива «Бусинка» был представлен танец «Небеса», сотрудникам пожарной части были вручены сувениры сделанные руками детей к Дню Защитника отечества.
Многие формы КТД, упомянутые ранее, имеют прямое отношение к досугу детей. Традиционным стало проведение Дня Именинника, дети с удовольствием окунаются в атмосферу подготовки праздника, стремясь удивить именинников концертными номерами, отправляясь в морское путешествие на поиск пиратского клада, в гости к Царю, чтобы удивить его своими талантами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Такие формы КТД способствуют развитию отношений между участниками процесса, носят деятельный характер и развивают важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника с ОВЗ, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.
В данной диаграмме отмечается положительная динамика: 70% учеников могут работать сообща, сплоченно в коллективе, творческие поручения ребятами выполняются добровольно, по желанию. Из диаграммы №3 видно, что дети стали дружелюбнее друг к другу, стараются учитывать мнение товарищей, чаще принимают общие решения. В КТД определяют сообща лидера (выбор капитана…)
Участвуя в социальных проектах дети оказываются в совершенно других условиях социума. Они встречаются с учащимися других школ. Их объединяет совместное выполнение заданий, где дети могут проявить свои творческие способности, совместные дела и игры сплачивают, они находят новых друзей. Делятся своими достижениями, поддерживают друг друга, чувствуют себя счастливыми. И с нетерпением ждут очередных встреч.
Заключение
Таким образом, КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над данной темой, вовлекая в свою работу как можно большее число учащихся. В заключении хотим отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. В целом, проведенная работа позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме. Во время подготовки и выступлениях на этих мероприятиях мы отметили, что наши дети проникаются любовью к ближнему, состраданию к слабым, становятся терпимее к жизненным ситуациям, преодолевают неуверенность в себе, становятся более раскрепощёнными, коммуникабельными, повышается духовно-нравственное воспитание, что благотворно влияет на социализацию детей с ОВЗ в общество.
У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й век,
Но в век больших технических возможностей
На первом месте все же человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кому-то слово доброе сказать….
Литература
1 Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2000.- 97с.
2 Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 200 c.
3 Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК, 201 c.
4 Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Б. М.Бим-Бад. – М.: Просвещение, 2013.- 64 с.
5 Буева, Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Санкт-Петербурге 28 июня 2000 г./ Л. П. Буева. — Санкт — Петербург, 2010. – 56 с.
6 Голованова, Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое/Н. Ф. Голованова//Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 42 – 46.