В настоящее время возникла необходимость в формировании комплексного подхода к экологическому воспитанию граждан. Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию у всех групп населения. Под экологическим воспитанием обычно понимают воздействие на мировоззрение человека с целью выработки отношения к окружающей среде, основанного на осознании необходимости сохранения окружающей природной среды, рационального природопользования.
Основной функцией экологического воспитания можно приобретение и накопление человеком опыта взаимодействия с окружающей средой на когнитивном, чувственно-эмоциональном и нормативном уровнях. Именно совокупность знаний, эмоциональных переживаний и практических умений в экологической деятельности позволяет преодолеть в сознании людей видение, связанное с преимуществом человека над природой, под влиянием которого природа воспринимается ими только как утилитарная ценность. [1]
Экологической воспитание различных возрастных групп имеет свои особенности.
Первый этап – экологическое воспитание дошкольников. Его целью является формирование начальных знаний экологической культуры, начального практического опыта взаимодействия с природой, которое способно обеспечить развитие личности.
Следующей ступенью экологического воспитания является экологическое воспитание школьников. Одним из важных принципов экологического воспитания в школе является метод непрерывности, находящийся в тесной взаимосвязи с процессом обучения и включающий в себя развитие и воспитание личности.
Основная воспитательная цель педагогов – развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам окружающей среды, способной практически решать локальные экологические проблемы. В процессе учебной деятельности необходимо обеспечить определенный уровень экологических знаний, получаемых учащимися.
При работе со школьниками возможно применение различных форм занятий. Среди основных форм работы можно выделить экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. В результате применения различных форм и методов можно добиться осознания важности бережного отношения к природе, стремления сохранить окружающую среду для будущих поколений [2].
Экологическое воспитание студентов предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологизации.
Завершающим, этапом экологического воспитания является понимание того, что человек зависим от окружающей среды. Каждый человек должен рассматриваться с двух сторон: как работник организаций, создающихих антропогенную нагрузку на окружающую природную среду, и как человек, на которого воздействует окружающая среда. Именно исходя из этого и должны строиться взаимоотношения человека и окружающей среды [3].
Острой проблемой осуществления экологического воспитания является недостаточная проработанность нормативно-правовой базы, требующей разработки таких нормативно-правовых актов, которые будут регулировать процесс экологического воспитания, а также требования к программам экологического воспитания. Важно не только включить в эти программы вопросы формирования экологической культуры, но и необходимо предусмотреть организацию процесса экологического воспитания. Только после решения существующих проблем можно обеспечить полноценную реализацию экологического воспитания, что будет способствовать сохранению окружающей природной среды.
Таким образом, экологическое воспитание ориентируются на такое взаимодействие человека с природой, построенное на научной основе, при котором человек будет восприниматься как часть природы. Различные экологические знания в совокупности с ценностными ориентациями станут основой развития экологической культуры и экологического мышления человека. Они будут способствовать решению комплексных экологических проблем, сохранению окружающей природной среды для будущих поколений.
Список литературы:
- Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Грачев В. А. / Концепция общего экологического образования в интересах общего устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики. – 2012. – № С39. С. 55-59.
- Степанов С.А. Формирование экологической культуры молодежи в рамках образования // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. – 2008. – № 4. С. 69-73
- Чуйкова Л. Ю. / Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры. // Гуманитарные исследования. 2012. – № 2. С. 342-352