Во введении к «Материалам для изучения верования якутов» Кулаковский пишет: «Религия древних якутов почти совершенно позабыта. Причиной этому послужили – отсутствие письменности и введение христианства. Из религиозных поверий в памяти народа остались лишь только жалкие отрывочные данные, и то только из области внешней, обрядовой стороны; что же касается внутреннего содержания и этической стороны, то эта часть совершенно теряется в глубоком мраке неизвестности» [1, с. 7].
Он называет «единственно ценным и серьезным по затронутому вопросу» труд В.Ф. Трощанского (1843-1898) «Эволюция черной веры якутов», но не соглашается с выводом исследователя о том, что «принцип добра и справедливости якутским богам не присущ».
В работе Трощанского читаем: «Верования, обуславливаемые светлыми силами, … начали ослабевать задолго до принятия христианства якутами, замещаясь верованиями, основой которых были темные, враждебные силы, — и вот эти верования стали утрачиваться с приходом русских. Однако и по сохранившимся остаткам мы видим, что верования якутов имели подчас глубоко-философское основание» [2, с. 4-5].
Отрицание Трощанским борьбы доброго начала со злом в традиционных верованиях якутов связывается с суровыми климатическими условиями их места жительства по отношению к их прародине. А именно то, что «необычайно резко изменившиеся условия жизни якутов с переходом их с дальнего юга на суровый север, где они встретили массу неведомых им еще бедствий, заставивших всецело обратить свое внимание на те божества, которые по их понятиям насылали все эти несчастья» [2, с. 33-34].
В качестве доказательства ошибочности этого заключения Кулаковский пишет: «Боги создают сильных героев со специальной целью обуздать злое начало, сами они заступаются за героев и вообще за правых; строго карают созданных ими же любимых героев за обиды, причиненные последними людям. Вера якутов была далека от идолопоклонства и шаманизма; она перешла эту стадию на несколько ступеней» [1, с. 9].
Крайняя однозначность заключений Трощанского объясняется тем, что он «не знал якутского языка и не располагал обширным якутским материалом», и по этой причине часто основывается в своем исследовании на единичные факты, ссылается на «указаниях лишь одного сказочника». Кулаковский уточняет основное направление и цель своей работы: «В предлагаемых мною материалах читатель найдет много противного этим нелестным для якутов выводам» [1, с. 7].
Часть этнографических материалов Кулаковского была впервые опубликована по представлению самого автора в «Записках Краевого Географического общества» в 1922 г. под названием «Материалы по изучению верования древних якутов» [3]. В публикации следующего года «Материалы…» в полном объеме издаются самостоятельной книгой [4], где в названии работы исключается определение «древних» без согласования с автором. Таким образом, редакторами не учитываются два существенных момента: во-первых, именно «древние поверья» или «верования древних якутов» выступают в работе Кулаковского основным предметом исследования. Это восемь разделов из одиннадцати – большая часть всех собранных и систематизированных «Материалов». В их названиях: «Вселенная», «Сверхъестественные существа», «Кут-сюр», «Запретительные поверья», «Легенды о животных» и др. – отражаются основные направления и понятия древних представлений окружающего мира и жизни человека. Также в предисловии однозначно четко определяется стремление автора внести уточнения в неверных выводах Трощанского, исследовавшего именно древнюю религию якутов.
Во-вторых, продуманная систематизация материалов представляет, как со временем претерпевают изменения или постепенно утрачиваются с принятием христианства древние верования якутов. В этом аспекте в «Материалах» Кулаковского представляется естественная линия принятия якутами христианства. Во втором разделе о «высших существах, олицетворяющих начало добра», в пункте втором читаем: «С введением христианства понятие о главном и добром боге Үрүҥ Аар Тойон смешалось с понятием о христианском боге, у которого функции оказались тождественными с функциями первого, по крайней мере, в существенном – в отношении создании мира, доброты и справедливости. С другой стороны, христианские священники должны были запрещать вновь обращаемым называть Господа-бога таким фигурным именем как ҮрүҥАйыы Тойон». Но «согласились на название Айыы Тойон (божество-господин), под которым якуты свободно могли подразумевать, в силу значения слова «Айыы» своего главного бога Үрүҥ Айыы Тойона и под которым до сих пор подразумевают христианского доброго бога». Заканчивается этот пункт следующим убедительным выводом Кулаковского: «Итак Айыы Тойон раньше не существовал отдельно от Үрүҥ Аар Тойона, и это имя позднейшего происхождения (христианской эры)» [1, c. 17-18].
Первый раздел – «Вселенная» – представляет описание трехъярусного мира в мифах и олонхо. Здесь дается уточнение относительно поэтической образности, где аллитерационные созвучия допускают метафоры в форме количественных определений или сравнений в описании каждого из миров, что не может быть воспринято как точное указание пространственных понятий. В восприятии небесных светил Кулаковский в целом не отрицает влияния античных мифов на самобытные представления якутов.
Особые поверья о «сверхъестественных существах», тотемах, самобытном восприятии якутов души человека описываются во втором, третьем и четвертом разделах. В последнем из них раскрывается значение трех составляющих души человека, что с древности по сей день выступает бесспорным определением относительно таинств, связанных с представлением единства человека с окружающей реальной природой. По этому вопросу Кулаковский дает следующее пояснение в догадках Трощанского: «Гипотеза Трощанского об этих кут, по-моему, правдоподобна, хотя, конечно, она очень гадательна. … В самом деле, древний якут видел и убеждался, что тело человека после смерти превращается в прах, т.е. в землю же, что при жизни человек дышит воздухом, и что без этого дыхания человек не может существовать. По всему этому естественно и понятно, что в представлении древнего якута должна была создаться идея о «земляной» и «воздушной» душах, как необходимых для существования человека элементах» [1, c. 59-60].Остальные части «Материалов по верованиям…» посвящены поверьям бытового и этического характера, такие как предчувствия и приметы, а также обряды, сопряженные с поверьями.
Другой значительный факт связывается с историей первой публикации работы по фольклору и этнографии в 1914 г., когда Кулаковский отдал свою рукопись Н. Толоконскому, поверив, что тот поможет с публикацией «Материалов» в Иркутске. Однако коллега по училищу издал «Материалы» под своим авторством [5, с. 27].
Все это подтверждает трудности и непростые перипетии судьбы Поэта, всю свою жизнь посвятившего служению во благо родного народа, которым поистине гордился, преклонялся перед ним. Подчеркивая, что якутское верование развивалось по общему ходу эволюции естественных религий, он пишет: «Характерной чертой якутской религии была утилитарная и материалистическая точка зрения. Двойственность сил природы выражена в ней довольно ярко, но без резких переходов. … Нам, нынешним якутам, остается только удивляться — как могла создаться у такого незначительного народца, каковыми являлись наши предки, — такая религия высокого развития» [1, с. 9].
В заключении обосновываются выводы.
Литература
- Кулаковский А.Е. Научные труды. – Якутск, 1979. – 484 с.
- Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Редактированное Э.К.Пекарским, дополненное примечаниями Э.К.Пекарского и Н.Ф.Катанова и снабженное приложениями Э.К.Пекарского, А.А.Наумова и В.В.Попова. – Казань: Типо-литография Императорского университета, 1903. – 216 с.
- Кулаковский А.Е. Материалы по изучению верований древних якутов // Сб. материалов к изучению Якутии. – Якутск, 1922. – Вып. 1. – С. 25-29.
- Кулаковский А.Е. Материалы по изучению верований якутов // Записки Краевого Географического общества. Книга 1. – Якутск, 1923. – 107 с.
- Алексей Елисеевич Кулаковский (ӨксөкүлээхӨлөксөй). Биобиблиографический указатель. Сост.: В.Н.Павлова, Я.А.Захарова, Л.Р.Кулаковская. – Якутск, 1997. – 96 с.