Правовое положение самозанятых в Российской Федерации до настоящего времени остается проблемным. По данным социального опроса Центра социально-политического мониторинга института общественных наук РАНХиГС по состоянию на первое полугодие 2019 года численность граждан, осуществляющих деятельность, имеющую признаки предпринимательской, без государственной регистрации, составляла 16-17 млн, а это около 22,4 % от численности занятого населения. [1]. Все эти граждане входят в теневой сектор экономики. Осуществление такой деятельности нарушает интересы государства, а также создает условия для привлечения самозанятых граждан к административной или уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Поэтому государство активно занимается разработкой различных мер с целью легализации приносящей доход деятельности физических лиц. Существенным шагом на пути к достижению данной цели стало решение о введении специального налогового режима.
Прежде чем перейти к рассмотрению нового для Российской Федерации налогового режима, определимся с категорией лиц, которые подпадают под понятие самозанятых.
Несмотря на то, что понятие «самозанятые» стало употребляться давно, ведь первые шаги по формированию правового режима самозанятости начали предприниматься еще в 2013 году [2], единое определение отсутствует. За основу берется понятие, закрепленное в п. 7.3 ст. 83 НК РФ [3]. Помимо этого, сущность понятия «самозанятые» раскрывается в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [4]. Исходя из данных определений можно выделить следующие признаки, позволяющие отнести гражданина к числу самозанятых:
— физическое лицо, не являющееся ИП;
— осуществляющее деятельность, приносящую доход, без привлечения наемных работников;
— оказывающее услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу определения статуса самозанятых граждан», подготовленным Минюстом России [5], было предложено в ст. 3.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6] закрепить категорию «самозанятые граждане» и установить критерии, характеризующие их. Однако данные проект так и не был внесен в Государственную Думу РФ.
Таким образом, мы видим, что к самозанятым относятся граждане, фактически осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированные в качестве ИП, что делает невозможным осуществление контроля со стороны государства за их деятельностью. Для того чтобы вывести данную категорию граждан из тени, в 2018 году был принят Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [7].
Законом предусматривается введение специального налогового режима, который позволит осуществлять деятельность, приносящую доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, если наличие данного статуса не является обязательным, но при этом доходы от этой деятельности будут облагаться налогом на профессиональный доход. Поскольку этот налоговый режим вводился лишь как эксперимент, то изначально он распространялся лишь на четыре субъекта: Москву, Московскую и Калужскую область, а также Республику Татарстан. Но уже с 19 октября 2020 года он стал действовать на территории всех субъектов Российской Федерации. За два года новый специальный налоговый режим смог набрать популярность. По данным ФНС РФ с момента принятия Закона №422-ФЗ в качестве самозанятых было зарегистрировано около 1,2 миллиона граждан, при этом у 82% зарегистрированных сейчас самозанятых не было официальных доходов от предпринимательской деятельности, а у 42% — вообще не было официальных доходов за год до постановки на учет.
Согласно Закону №422-ФЗ на новый налоговый режим могут переходить как физические лица, так и ИП. Переход осуществляется на добровольной основе. Однако законом ограничивается перечень субъектов, на которых может распространяться данный налог. Исходя из ст. 4 и ст.6 Закона №422-ФЗ, можно выделить следующие критерии, при соответствии которым субъекты могут перейти на новый налоговый режим:
— получение дохода от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;
— осуществление деятельности в регионе проведения эксперимента;
— осуществление деятельности, которая не содержит условия, включенные в перечень исключений, указанных в статьях 4 и 6 Закона № 422-ФЗ.
С целью стимулирования самозанятых регистрироваться в налоговых органах устанавливается льготный налоговый режим, в соответствии с которым налог по ставке при работе с физическими лицами составляет 4 % и 6% — с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. И повышение этих налоговых ставок не планируется в течение 10 лет.
Сама процедура перехода на новый налоговый режим и регистрации в качестве самозанятого достаточна проста, необходимо лишь скачать приложение «Мой налог» и пройти регистрацию.
Мы видим, что государство создает все условия для того, чтобы граждане легализовали свою деятельность. Но несмотря на льготы и иные меры поддержки со стороны государства, граждане не спешат регистрироваться в налоговых органах. Это можно объяснить множеством причин, во-первых, не все следят за изменениями законодательства и могут просто не знать о проведении такого эксперимента, во-вторых, регистрация предполагает уплату налогов, хоть ставки и невысоки, но не все самозанятые готовы их уплачивать. Получается, что все условия созданы, а аппарат принуждения отсутствует.
Также есть вероятность сбоев в работе приложения, что может привести к существенным проблемам для налогоплательщика, в частности, он может пропустить срок уплаты налогов. Последствием этого будет появление задолженности, хотя вина налогоплательщика в данном случае будет отсутствовать. Но закон не рассматривает данную ситуацию, как основание для освобождения самозанятого от наступления возможных неблагоприятных последствий.
Помимо этого, недостатком введения нового налогового режима является тот факт, что многие организации используют специальный налоговый режим в своих целях. Они увольняют сотрудников, чтобы пользоваться их трудом уже в качестве самозанятых. Так они стараются уйти от уплаты ряда налогов. В данной ситуации необходимо создать контрольные органы, которые бы следили за использованием регистрации в качестве самозанятых по назначению, а в случае выявления нарушения, привлекали бы виновных к ответственности.
Введение специального налогового режима стало существенным шагом на пути легализации самозанятых граждан, но есть пробелы, которые необходимо устранять. Причем здесь речь идет не только о механизме налогообложения, но и о правовом положении данной категории граждан, ведь отсутствие единого определения, четко прописанных критериев могут вызывать сложности на практике.
Использованные источники:
- 1. Соцопрос Центра социально-политического мониторинга института общественных наук РАНХиГС. URL: https://social.ranepa.ru/novosti/item/socopros-ranhigs-v-rossii-okolo-17-mln-samozanyatyh-chetvert-ot-rabotayushhego-naseleniya
- Ершова И.В., Трофимова Е.В. Самозанятость: реперные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. 2017. №3. С. 3-12.
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
- Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 13 июня 2016, N 24, ст. 3549.
- Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам определения статуса самозанятых граждан» (подготовлен Минюстом России). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=172529#0805236258254761
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4006.
- Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. N 49 (часть I) ст. 7494.