Для того чтобы понять какую роль играет цивилизационный подход в архитектурно-педагогическом процессе, нужно разобраться непосредственно с самим термином. Под словом цивилизация мы рассматриваем социокультурную систему, которая включает социально-экономические и культурно-образовательные условия жизнедеятельности общества, этнические и религиозные основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень свободы личности [3]. Из этого следует, что применяется он для исследования развития общества, с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде, образовании, духовной культуре народа, его интересах, вкусах и нравах. Данный подход может выполнять несколько функций: во-первых, интегративную — может работать в рамках собственных педагогических дисциплин (истории искусств, архитектурного проектирования, педагогического прогнозирования); во-вторых, общенаучную — в направлении социальных и антропологических наук, что позволяет создать целостную образовательную систему, которая учитывает динамично — развивающиеся социокультурные доминанты современности и контексты эволюции.
Общим основанием архитектурно-педагогического процесса или смыслом образования выступает роль Человека в архитектуре «вне места и времени». В результате исследований, многие архитектурные теоретики и семиотики, такие как: Барабанов А. А., Бурдина Н. А., Пучков М. В., К.-Н. Леду, Дж. А. Саймондс, Р. Арнхейм, И. А. Страутманис, Г. Б. Забелиианский, Г. Б. Минервин, Г. А. Раппопорт,и др. приходили к выводу, что именно архитектура и окружающее пространство имело непосредственную взаимосвязь с эмоциональным и психическим состоянием человека. Из этого можно предположить, что эта связь положила начало формирования человеческого сознания. Серость порождает скудное мышление и затормаживает развитие личностных качеств, а разнообразие красок и форм, дарящие эстетическое наслаждение — порождают творческое и оригинальное мышление, неповторимую грань Личности [2]. В результате, развивается зрительное восприятие архитектуры, существующей в конкретных отрезках времени и цивилизационного периода, которые обладают объективными и субъективными пространственными особенностями и характеристиками. Затем рождается образность из восприятия пространства, перспективы, линии изгиба, тектоники и вкусового показателя, что порождает последовательную систему познания, которая предлагает воспринимать архитектуру, как науку. Например, в Древней Греции и Древнем Риме существует множество сравнений архитектуры с речью, летописью, с языком, с поэмой, танцем, театром, с человеческой анатомией, с образами мужского и женского тела, с помощью чертежа, схемы, математической формулы и расчёта [6]. Из чего следует вывод, что создание образования в сфере архитектуры – это не прихоть, а необходимость, которая повлияла на организацию мышления, моделирования, совершенствования и развития мира человека и общества (понимание этого мира, его самоосуществление, и её созидающая сущность), т.к. если есть наука, должен быть и процесс образования в науке. Образование задает целую систему связей, взаимодействий людей, новых форм. Процесс архитектурного творчества происходит под влиянием общекультурных особенностей данной эпохи и цивилизации, выражающиеся через научные открытия и новаторские идеи в сфере технических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Конечным продуктом архитектурного образования являются здания, районы, города, скверы, парки и т.д., а также могут быть представлены, как носители материальной и духовной ценности общества. В настоящее время архитектурное образование понимается главным образом как проектирование, искусство и наука.
Цивилизации и временные периоды сменяют друг друга, меняются условия архитектурного творчества, культурные ценности и менталитет. Соответственно, должны совершенствоваться специфика архитектурного образования. В современной жизни наступила компьютерная эра, механическая и техническая глобализация подвинула человеческое мышление и ручную технику, которая внушительным образом изменила и сам процесс образования, конструирования форм, художественного и технического мышления. Современные компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности и на сегодняшний день невозможно представить современную архитектуру и проектирование без использования искусственного интеллекта, механического расчёта и виртуальной реальности. Большинство проектов и теоретических гипотез создаются исключительно при помощи компьютерного разума. Бытует мнение, что глобальная автоматизация не только усовершенствовала процесс архитектурного образования, но и обезличила его, что привело к потере индивидуального мышления и прекращению социального взаимодействия. Следует заметить, что при совершенствовании образования обнаруживаются следующие проблемы: во — первых, подготовка архитекторов, как профессионалов основывается на потребностях социума в разных видах, формах и качестве образования, упуская требования и тенденции мирового рынка труда; во вторых — проблема культурного роста — увеличение выпуска квалифицированных специалистов до уровня показателей «развитых» стран ( ФРГ, Швейцария, Норвегия) — один архитектор на 1-2 тысячи жителей; в третьих — острый дисбаланс в территориальном размещении архитектурного образования. На сегодняшний день, в мире насчитывается более 800 высших архитектурно-образовательных учреждений и технических профессиональных школ, но на территории РФ их только 28 [5].
В России, смыслом педагогического исследования в прошлый период – период классической науки — были объектные знания о свойствах естественных или искусственных явлений и сооружений. Следовательно, и складывались такие учебные дисциплины, как «Общественные здания», «Жилые и общественные здания», «Промышленные и подземные сооружения», «Архитектурные конструкции», и т.д. Исследовательский метод ориентирует на получение знаний о прошлом опыте, в результате чего происходит систематическое отставание образовательной сферы от темпов развития жизни и профессии [4].
Сегодня, в период постклассической науки, центром исследования становятся «субъекты», и предметом педагогического внимания становится профессиональное становление индивидуальной Личности и его творческих методов в рамках любых учебных или профессиональных процессов. Метод исследования ориентирован на прогнозирование будущего и требует отказа от сравнения с существующим опытом. Если в индустриальной эпохе подготавливались «специалисты-разработчики широкого профиля», способных разрабатывать любые универсальные проекты, то сегодня ценятся профессионалы узкого профиля и концептуалисты, способные задать новые течения в сфере архитектурного образования и развивать педагогический процесс не на принципах образования «ремесленников», а воспитания «мыслителей» [2].
В заключение хочется сказать, что архитектура относительно независима от экономики, политики и техники, но подчиняется законам времен, периодам развития и социально-культурному уровню человека. Существует глобальная мировая и временная взаимосвязь личностей, направлений, школ, стилей, культур, которая вырабатывает архитектурные законы для общества определенного периода. Затем период создает систему образовательного процесса, который отражает условия и уровень развития реальности, в которых возникает, влияя на экономический и культурный рост.
Библиографический список
- Всеобщая история архитектуры./ редкол. : Б.П. Михайлов (гл. ред.) [и др.]. – М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1958. – 686 с.
- Холодова Л.П. Профессиональное архитектурное образование // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы : мат. междунар. науч. конф. – Волгоград, 2004.
- Большая советская энциклопедия. – Москва, 1969-1978.
- Адаскина Н.Л. Из истории художественного образования в СССР. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа, 1920-1926. – Москва, 1979.
- Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры. – Екатеринбург, 2008.
- Всеобщая история искусств. Т. 2 : Искусство средних веков. Кн. 1 / под общ. ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. – Москва, 1960.
Bibliography
- General History of Architecture./Editorial School: B.P. Mikhailov [et al]. — Moscow: State Publishing House of Literature on Construction, Architecture and Construction Materials, 1958. 686 p.
- Kholodova L.P. Professional architectural education//Continuous architectural education: problems and prospects: mat. междунар. науч. Cont. — Volgograd, 2004.
- Grand Soviet Encyclopedia. — Moscow, 1969-1978.
- Adaskin N.L. From the history of art education in the USSR. VKHUTEMAS Propedevtic Course, 1920-1926. — Moscow, 1979.
- Kholodova L.P. Concepts of modern theory of architecture. — Yekaterinburg, 2008.
- General art history. Vol. 2: Art of the Middle Ages. Prince. 1/under Ed. B.V. Weimarna and Y.D. Kolpinsky. — Moscow, 1960.