Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой особую сферу экономики, поскольку помимо достижения экономической эффективности своего функционирования, тесно связана с социальной сферой и в связи с этим испытывает достаточно большое регулятивное воздействие государства, направленное на снижение социальной напряженности и равновесия между интересами предприятий ЖКХ и населения.
Также, в связи с высокой значимостью услуг предприятий жилищно-коммунальной сферы, таких как обслуживание жилого фонда и управление им, обеспечение бесперебойного функционирования систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и других для обеспечения жизнедеятельности населения и городской экономики, проблемы жилищно-коммунального хозяйства особенно актуальны для урбанизированных территорий, где имеет место разветвленная сеть инженерной инфраструктуры.
Услуги ЖКХ вообще и управляющих организаций, в частности, представляют собой виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый продукт, но изменяется качество уже имеющегося.
К иным принципиальным отличиям этой отрасли от других сфер экономики города относятся:
- местный характер деятельности жилищно-коммунальных предприятий, ограниченный круг потребителей их услуг;
- тесная взаимосвязь с другими отраслями, зачастую определяющая качество их функционирования;
- продукция предприятий сферы ЖКХ не может накапливаться для последующей реализации, а долдна реализовываться и поставляться с учетом текущих потребностей;
- наличие резерва мощностей коммунальных предприятий;
- независимость численности основного персонала непосредственно от объема производимой коммунальной услуги, что связано с выполнением работ по обслуживанию;
- особенная структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители.
Одновременно, жилищно-коммунальное хозяйство является и одним из индикаторов состояния экономики любого муниципального образования и одной из самых затратных статей муниципального бюджета.
Социально-экономическое развитие любого муниципалитета невозможно без должным образом функционирующей жилищно-коммунальной сферы, поскольку практически все проекты развития территорий так или иначе связаны с ее услугами: это и инвестиционные проекты, и открытие новых предприятий и производств, и развитие города как туристического центра. В связи с чем можно сделать вывод о том, что жилищно-коммунальное хозяйство является стратегической отраслью развития территории, и любые проекты развития должны оцениваться с точки зрения наличия или возможности получения ресурсов данной сферы.
Одна из важнейших проблемой в муниципальном управлении сферой ЖКХ — необходимость совмещение механизма экономического поддержания системы жизнеобеспечения и исполнения городом социальных норм, учет которых помогает обеспечивать свою целостность и безопасность.
На практике, вместо преобразований и применения практики стратегического управления в данной сфере, органы местного самоуправления год за годом принимают решения об увеличении ставок и тарифов оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Основными проблемами в данной сфере являются: высокая стоимость коммунальных услуг, их низкое качество, отсутствие обратной связи с управляющими компаниями, а также высокая задолженность населения перед предприятиями ЖКХ.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что сфера ЖКХ на муниципальном уровне нуждается в обязательном реформировании с использованием стратегического подхода к управлению данной сферы.
Стратегия управления сферой жилищно-коммунального хозяйства должна разрабатываться местными властями с обязательным учетом целевых показателей стратегии социально-экономического развития территории и базироваться на взаимовыгодном партнерстве всех участников данной сферы на территории, а также принимать во внимание документы стратегического планирования данной сферы на региональном и федеральном уровнях.
При разработке стратегии управления сферой ЖКХ необходимо учитывать анализ следующих факторов:
- текущее состояние предприятий сферы ЖКХ в муниципальном образовании, в том числе, уровень их материально-технической оснащенности, показатели эффективности их функционирования;
- социальный состав потребителей услуг
- количество потерь ресурсов, уровень применения ресурсосберегающих технологий и потенциал их использования;
- эффективность и достаточность муниципальной нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ;
- качество коммуникационной инфраструктуры между потребителями и предприятиями сферы ЖКХ.
На основании полученных данных и проведенного анализа, формируется стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства, соответствующие муниципальные программы и планы мероприятий.
Важной составляющей эффективной реализации стратегии являются контроль показателей достижения поставленных целей и задач, а также качественная коммуникация между всеми заинтересованными участниками процесса.
Построенная и реализуемая таким образом стратегия развития сферы ЖКХ способна дать прочную основу для реализации других проектов развития территории, а также обеспечить снятие социальной напряженности, которая часто возникает в данной сфере.
Использованная литература:
- Атаманчук Г.И.. Критерии социальной эффективности управления ./С б. «Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России». — Ростов н/Д., 2012. Ст. 46
- Столяр И.В. Применение стратегического подхода к повышению эффективности управления жилищно-коммунальной сферой города, 2017
- Савельев И. А. К вопросу об институциализации управления в сфере ЖКХ / И. А. Савельев // Современное общество и власть. — 2017. — № 1 (11)