Формирование национальной цветовой палитры зависит, прежде всего, от природно-климатических условий региона. Суровые природные условия — чрезвычайно холодные зимы, длящиеся 7 месяцев в году, и короткое жаркое лето оказали непосредственное влияние на образ жизни и жизнь якутов. Способ получения и поддержания тепла был фундаментальным фактором выживания в этих условиях. Территория жилища, архитектурные формы жилых и хозяйственных построек, традиционный вид деятельности, стиль одежды — все подчинялось этому суровому закону. Развитие цвета культуры происходило в 3 этапа: первый этап — до XVII века, когда натуральные красители имели черный цвет и широкий спектр оттенков коричневого цвета; второй этап — с семнадцатого до середины восемнадцатого веков, бисерные женские украшения появляются белого, синего и черного цветов; На третьем этапе — XVIII-XIX веках с приходом русских начинают встречаться дополнительные цвета: красный, зеленый, желтый и фиолетовый, а также их комбинации. Традиционные якутские цвета: коричневый, черный, синий, белый, красный, желтый со всеми разноцветными оттенками. Эти цвета имеют глубокое символическое значение, связанное с целым комплексом традиционных философских представлений народа саха. Их представления о строении мира и мировом порядке воплощены в цветах-знаках, выражена космографическая структура вселенной. Они содержат идеи жизненной силы, благополучия, плодородия и счастья.
The formation of the national color palette depends primarily on the natural and climatic conditions of the region. Harsh natural conditions-extremely cold winters, lasting 7 months a year, and a short hot summer had a direct impact on the lifestyle and life of the Yakuts. The method of obtaining and maintaining heat was a fundamental factor for survival in these conditions. The territory of dwelling, architectural forms of dwelling and economic constructions, traditional type of activity, style of clothes – everything obeyed this severe law. The color development of the culture took place in 3 stages: the first stage-until the XVII century, when natural dyes had black and wide range of shades of brown colors; the second stage — from the seventeenth to mid-eighteenth centuries, beaded women’s jewelry appear white, blue and black; the third stage-the XVIII-XIX centuries with the arrival of Russian start Dating optional colors: red, green, yellow and purple, and combinations thereof. Traditional Yakut colors are: brown, black, blue, white, red, yellow with all the multicolored shades. These colors have a deep symbolic meaning associated with a whole complex of traditional philosophical concepts of the Sakha people. Their ideas about the structure of the world and the world order are embodied in the colors-signs, the cosmographic structure of the universe is expressed. They contain ideas of vitality, well-being, fertility and happiness.
Цель исследования: изучение цветовых предпочтений и развитие национальной цветовой колористики народа саха.
Методы исследования: системно — структурный метод для определения принципов формирования национальной цветовой колористики и сочетаний в объектах городского пространства на примере современных архитектурных объектов г.Якутска.
натурное обследование и фотофиксация архитекурных объектов.
Описание и результат исследования: Формирование национальной цветовой колористики прежде всего зависит от природно-климатических условий региона. Суровые природные условия – крайне холодные зимы, длящиеся 7 месяцев в году, и короткое жаркое лето оказали непосредственное влияние на образ жизни и быт якутов. Способ получения и сохранения тепла являлся основополагающим фактором для выживания в этих условиях. Территория обитания, архитектурные формы жилище и хозяйственных построек, традиционный вид деятельности, фасон одежды – все подчинялось этому суровому закону.
Развитие цветовой культуры происходило в 3 этапа: первый этап — до XVII века, когда из натуральных красителей получали черный и широкую палитру оттенков коричневого цветов; второй этап — с XVII и до середины XVIII вв. в бисерных женских украшениях появляются белый, синий и черный цвета; третий этап — XVIII-XIX вв. с приходом русских начинают встречаться дополнительные цвета: красный, зеленый, желтый и фиолетовый и их сочетания.
Традиционную якутскую колористику составляют: коричневый, черный, синий, белый, красный, желтый цвета со всем многоцветием оттенков. Эти цвета носят в себе глубокий знаковый смысл, связанный с целым комплексом традиционных мировоззренческих понятий народа саха. В цветах-знаках воплощены их представления о строении мира и миропорядка, выражена космографическая структура вселенной. В них заключены идеи жизненной силы, благополучия, плодородия и счастья.