Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой политическое образование, не имеющее строго определенных географических рамок: принято представлять под данной категорией обширные территории, включающие Восточную Азию, Австралию и Океанию, Северную и Южную Америки. В последнее время в АТР включают Индию и страны Центральной Азии.
Расширение участников АТР в трактовании было вызвано стремлением США поставить под свой контроль деятельность, происходящую в данном регионе, с момента образования форума АТЭС (1989 год). Фактическое возвращение к более узкому пониманию участников союза было сделано в 2005 году за счет формирования Восточноазиатского сообщества, единственное исключение в котором было сделано для Индии.
Характеризуя общие отличительные особенности АТР, выступающие ее основными преимуществами, стоит отметить следующее: высокая динамика политических и экономических процессов, позволяющая упрочнять тенденцию в определении АТР важнейшим центром мировой политики и экономики; высокий уровень показателей взаимодействия стран-участниц; доминирующее положение в политических действиях стран-участниц идеи осуществления радикальных экономических преобразований, носящих положительные последствия как национального, так и регионального характера (страны, по тем или иным причинам, не попадающие под тенденции бурного экономического роста, оказываются в положении «догоняющих» и претерпевают менее выгодные условия международного сотрудничества (к сожалению, к ним относится и Россия)); исключительные в своих масштабах интеграционные процессы, благоприятно сказывающиеся на формировании политических и экономических объединений (АСЕАН, СААРК, АРФ, АТЭС, ШОС, БРИК, «АСЕАН плюс три», «АСЕАН плюс шесть», треугольники «Китай-Япония-Республика Корея» и «Россия-Индия-Китай», и т.д.) [1].
Глобальные процессы внутри АТР, с последующим образованием политических лагерей, привели к следующей картине военно-политических союзов в рамках АТР: Япония, Южная Корея и США; политическая и экономическая структуру АСЕАН; Китай, входящий в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС); Северная Корея (состоящая в формальном военно-политическом союзе с Китаем); Монголия, имеющая статус наблюдателя в ШОС.
Далее рассмотрим позиции ключевых участников АТР, их стратегические задачи и пути их реализации.
Специфика положения США в АТР включает два ключевых момента: в составе АТР есть страны, перед которыми имеются союзные обязательства (Япония, Республика Корея и так далее), и страны, которые выступают потенциальными противниками (Китай, отчасти Россия) [1]. Таким образом, деятельность США в данном регионе носит военно-политический характер. Первоочередными задачами администрации США является борьба с распространением оружия массового поражения и наркотиков, поддержание глобального лидерства, обеспечение защиты своих граждан от возможных террористических актов.
Военный потенциал США является доминирующим в регионе: в АТР сосредоточена мощная группировка (300 тыс. человек, 190 боевых кораблей, 1400 самолетов, 213 тыс. моряков) вооруженных сил США, отвечающая за планирование и управление операциями, а, в случае войны, командующая вооруженными силами Америки в регионе [3].
Главными объектами пристального внимания США являются Китай, Япония и Республика Корея.
Таким образом, можно сформулировать приоритетные цели, стоящие перед США для поддержания позиций глобального и регионального лидера, а также объясняющие периодически возникающие политические конфликты, преображающиеся в различные экономические, военные, территориальные и иные окрасы: укрепление сотрудничества с Японией и Республикой Корея (важный вопрос для США стоит в рамках выработки оптимальных условий международного взаимодействия в высокотехнологичных отраслях), а также с силовыми структурами Таиланда, Малайзии и Индонезии; сохранение военного присутствия в вышеперечисленных странах; противодействие экономической экспансии и протекционистской политике Японии; использование дешевой рабочей силы развивающихся стран региона для производства невысокотехнологичных товаров; расширение рынков сбыта американской продукции; привлечение ученых региона в национальные разработки и конструкторские проекты США; поддержание военно-политических рычагов сдерживания бурного развития Китая и увеличения его влияния в регионе.
Политика Китая в АТР нацелена на достижение статуса сверхдержавы как регионального, так и глобального масштабов за счет реализации успехов экономического роста и активной экспансии китайского капитала за рубеж [1]. Концептуальное отличие внешнеэкономической политики Китая от США заключается в построении целевых партнерских соглашений, имеющих гибкий характер и соответствующих текущим тенденциям внутри государства, а не в заключении жестких союзнических связей, присущих Америке.
Военный потенциал в регионе у Китая также велик: Народно-Освободительная Армия КНР (крупнейшая по численности в мире) начинает проводить все больше операций в АТР; ядерные боеголовки пока что уступают американским разработкам, не смогут преодолеть первый и второй позиционные районы национальной системы ПРО США, однако разработки активно ведутся и совершенствуются; на вооружение принимаются новейшие образцы надводных кораблей, подводных лодок, истребителей-бомбардировщиков и т.д.
Ключевыми задачами Китая выступает сдерживание дипломатического натиска США с перехватом инициатив и возвращением американской стороны на путь совместного поиска компромиссов, при поддержании высоких темпов экономического роста и экспансии китайского капитала за рубежом. В широком смысле, во взаимодействии Китая и США можно заметить принципы «сотрудничества и соперничества» при «взаимозависимости и взаимодействии по вопросам общих угроз и интересов». Таким образом, при сохранении напряженности и противоречивости отношений, политическое сближение также имеет место быть, тем более Правительство КНР заявило о признании мирового лидерства США и готовности к сотрудничеству при снижении либерально-демократического давления США на население Китая (свобода слова, свобода веры, демократизация китайского общества, проблема Тибета и т.д.).
Политика правительства Индии стремится занять нейтральное положение, заключая узконаправленные союзы с государствами из разных политических лагерей: противоречивая борьба с Китаем за территории, сопровождающаяся ростом взаимной торговли, приграничного сотрудничества, взаимодействия по вопросам энергетики и конкуренции за глобальные энергетические ресурсы; стремление добиться более тесного политического партнерства с США за счет помощи в сдерживании Китая; сохранение монополии на контроль ситуации в Индийском океане при одновременном «входе» в зону китайского влияния на юго-востоке Азии; интеграция в мировые финансовые потоки, идущие через Китай и Японию; стремление Индии к вытеснению Китая с мировых энергетических и наукоемких рынков, где единовластие более привлекательно нежели партнерство; сотрудничество с Россией по военным вопросам при использовании российско-американской и российско-европейской конкуренции на рынке южной Азии [2].
Остро стоит вопрос в АТР, особенно в северо-восточной Азии, касающийся энергетической безопасности. Изменчивость цен на энергоносители, в последние годы демонстрирующая повышение, значительно сдерживала экономический рост стран-участниц и заставляла государства искать новые пути поставок сырья. Данная проблема усиливает конкурентную борьбу, в первую очередь, между Японией и Китаем к российскому рынку углеводородов, ближневосточному и африканскому. АСЕАН и Южная Корея тоже проявляют интерес в данном энергетическом распределении.
Анализируя внешнюю политику России в области АТР, можно сразу выделить ключевой принцип, который звучит как «политика целевого партнерства», который подразумевает концентрацию деловой активности на конкретных проектах с конкретными географическими направлениями. Данный принцип позволит РФ найти точки соприкосновения интересов при пересечении различных национальных стратегий, адаптировав собственные внешнеэкономические реалии под потребности региона.
Наиболее важными угрозами России со стороны АТР на сегодняшний день являются:
- Сохранение взаимных территориальных претензий у государств (например, с Южно-Китайским морем).
- Существование риска военного конфликта на Корейском полуострове, масштабы последствий которого слабо прогнозируется из-за наличия у КНДР ядерного оружия.
- Угрозы распространения исламистского терроризма и террористических группировок на страны Восточной Азии.
- Обостряющаяся периодически ситуация в Тайваньском проливе.
Из территориальных соображений, а также исходя из потребности диверсифицировать международные партнерские соглашения, Российской Федерации стоит развивать связи не только с Китаем, а еще и с Японией, странами АСЕАН, Индией и Республикой Кореей. Следуя из принципов политических лагерей, наладить некоторые тесные взаимоотношения может быть затруднительно, однако открытая конфронтация и примыкание к стороне какого-то определенного государства (например, Китая) не выступает долгосрочным стратегическим интересом России и может повлечь за собой лишь изоляционные или санкционные меры со стороны других стран. Так, например, в пограничном конфликте Китая и Индии России не стоит проявлять радикальную поддержку одной из сторон, потому что обе страны являются партнерами РФ и при всех пограничных разногласиях они имеют отлаженные партнерские торговые и энергетические связи между собой, поэтому их конфликт носит сугубо локальный исторический характер, который они должны уладить без постороннего вмешательства.
Список использованных источников
- Азиатско-Тихоокеанский регион и национальная безопасность России. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://nic-pnb.ru/articles/aziatsko-tixookeanskij-region-i-nacionalnaya-bezopasnost-rossii/ (дата обращения: 27.06.2020).
- Новые тенденции Азиатско-Тихоокеанского регионализма: изоляционизм США и (вынужденное?) лидерство Китая. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tendentsii-aziatsko-tihookeanskogo-regionalizma-izolyatsionizm-ssha-i-vynuzhdennoe-liderstvo-kitaya (дата обращения: 27.06.2020).
- Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-integratsionnyh-protsessov-v-aziatsko-tihookeanskom-regione (дата обращения: 27.06.2020).
- Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: второй шанс для интеграции в международную систему? — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/346784095 (дата обращения: 27.06.2020).
- Россия и АТР: перспективы сотрудничества. — / [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-atr-perspektivy-sotrudnichestva (дата обращения: 27.06.2020).
Spisok ispol’zovannyh istochnikov
- Aziatsko-Tihookeanskij region i nacional’naya bezopasnost’ Rossii. — / [Elektronnyj resurs]/ — Rezhim dostupa: URL: https://nic-pnb.ru/articles/aziatsko-tixookeanskij-region-i-nacionalnaya-bezopasnost-rossii/ (data obrashcheniya: 27.06.2020).
- Novye tendencii Aziatsko-Tihookeanskogo regionalizma: izolyacionizm SShA i (vynuzhdennoe?) liderstvo Kitaya. — / [Elektronnyj resurs]/ — Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tendentsii-aziatsko-tihookeanskogo-regionalizma-izolyatsionizm-ssha-i-vynuzhdennoe-liderstvo-kitaya (data obrashcheniya: 27.06.2020).
- Osobennosti integracionnyh processov v Aziatsko-Tihookeanskom regione. — / [Elektronnyj resurs]/ — Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-integratsionnyh-protsessov-v-aziatsko-tihookeanskom-regione (data obrashcheniya: 27.06.2020).
- Rossiya i Aziatsko-Tihookeanskij region: vtoroj shans dlya integracii v mezhdunarodnuyu sistemu? — / [Elektronnyj resurs]/ — Rezhim dostupa: URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/346784095 (data obrashcheniya: 27.06.2020).
- Rossiya i ATR: perspektivy sotrudnichestva. — / [Elektronnyj resurs]/ — Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-atr-perspektivy-sotrudnichestva (data obrashcheniya: 27.06.2020).