Подростковый возраст, который еще называют переходным, – это определенный этап развития ребенка от детства к взрослой, самостоятельной жизни, который проходит либо относительно спокойно, либо полон противоречий, сбоев, влетов и падений. В это время у ребенка активизируется процесс социализации, личностного становления. Подростки сталкиваются с определенными проблемами в школе, семье, с вопросом о том, где получать высшее образование и нужно ли оно вообще, так как в настоящее время многие думают, что в нем нет особой надобности и успешным человеком можно стать и без него. Это, возможно, еще и потому, что дети смотрят ролики или читают статьи в интернете, где рассказывается о том, как двоечник стал миллиардером или такую мысль, могут навязать друзья. У подростков появляются новые знакомые, которые могут отрицательно влиять на них. Характерными чертами становятся пытливость ума и стремление к познанию всего нового, пусть даже и опасного.
Основное противоречие пубертатного периода – желание «быть взрослым», которое сопровождается тем фактом, что ощущение подлинной взрослости у ребенка еще отсутствует. Это причина того, что школьник одновременно стремится к независимости («Я уже не ребенок») и в то же самое время не готов к ответственности, даже боится ее. Более того, подростки подвержены разным видам страхов, в частности, «социальным страхам».
Т.В. Абакумова описывает страх как «источник опасности». Автор уверена, что ситуация, в которой есть угроза жизни и здоровью индивида, способна привести в действие отрицательные эмоции, прямо направленные на источник опасности [1]. Причем неважно, будет эта опасность действительной или воображаемой. Такого же мнения придерживается и Э. Шпрангер. По его мнению, ситуация, в которой имеется угроза жизни и здоровью индивида, всегда вызывает негативные последствия и ведет к отрицательным эмоциям, вызывающим страх [4].
Изучив основные страхи подросткового возраста, мы выяснили, какие из них в наибольшей степени присущи подросткам 13-15 лет.
- Страх нереализованности находит отражение в атихифобии (какоррафиофобии), то есть, в патологическом страхе неудачи или поражения. Фобия словно парализует амбициозность, занижает самооценку и вызывает массу негативных последствий. Она доводит до самоизоляции и ощущения полного одиночества. А в самых крайних случаях и к суициду. Можно проследить тот факт, что эта фобия чаще всего берет начало от определенного события, когда человек потерпел неудачи, и впоследствии убеждает себя, что проще отложить выполнение какого-то дела, посчитав его нерациональным и невозможным [2]. Потом это случается ещё и ещё раз. Подросток постепенно утрачивает способность сопротивляться, противостоять трудностям. При этом чувство страха от неудачи растет, и боязнь не добиться успеха тормозит развитие личности. Этот вид страха проявился у 23% респондентов.
- Комплекс страха ответственности (из-за отсутствия опыта). Комплексы вызывают симптомы, негативно влияющие на психику ребенка.
Как известно, комплексы делятся на два типа: физические и психологические [5]. Физические комплексы так или иначе связаны с внешностью подростка. К ним относят неудовлетворенность своей внешностью, комплекс лишнего веса, слишком высокого/низкого роста, недостаточность мышечной массы. Эти факторы оказывают пагубное воздействие на принятие подростком своего тела, своей внешности. Страхи этого вида присущи 17% подростков.
Психологические комплексы непосредственно связаны с совокупностью мыслей и чувств (сформированных сознательно или подсознательно), приводяших к формированию нового шаблона поведения и сопутствующих эмоций. К ним относятся: комплекс отличника/отличницы; комплекс статусного неравенства; непринятие коллективом; страх общественного мнения; страх вины за свое мнение или за отказ в просьбе. Такие комплексы могут привести к агрессии со стороны подростка к своим сверстникам, родителям, жалости к себе, беспокойству за каждую свою неудачу, мнительности, негативным эмоциям, избеганию общения с окружающими и лицами противоположного пола, боязни совершить какое-либо действие и так далее. Такие страхи наблюдаются у 28% ребят-подростков.
Безусловно, все это сильно влияет на формирование психики развивающегося человека, на становление его отношения к миру, к окружающим, к социальным процессам.
- Рассматривая группы экзистенциальных страхов, таких как страх перед временем, непознаваемостью жизни, перед собой, перед порядком и хаосом жизни, Жан Поль Сартр заостряет свое внимание на страхе нереализованного потенциала у детей старшего школьного возраста [3]. Он делает вывод, что человек делает себя человеком через свои поступки. Экзистенциальные страхи отмечены у 3% подростков. Современный мир предлагает множество сфер для реализации подростков, помогает (или препятствует) воспитанию гармоничной личности, становлению и пониманию собственного «Я». Это определяет важность формирования идей для эффективного начала саморазвития, важность областей раскрытия потенциала, к которым относятся творческая реализация и профессиональные знания; политическую, духовную, личностную и досуговую сферы. Достаточно уверено чувствуют себя 19% старших подростков. Испытывают сомнения, смешанные чувства, иногда некую растерянность 10% ребят данной возрастной группы.
Подводя итог, хочется сказать, что от внимания исследователей к данной проблеме, от уровня ее изученности и разработанности будет зависеть, смогут ли подростки идти вперед вопреки своим страхам и достигать вершин, развиваться продуктивно, реализовывать свой потенциал. Важно, чтобы взрослые находились рядом, предоставляли подросткам моральную поддержку, проявляли необходимое внимание и заботу по отношению к ним. Никому нельзя оставаться один на один со своими бедами, страхами, проблемами, особенно в данном очень непростом проблемном периоде развития. И тогда социальные страхи не только не усилятся, а наоборот ослабнут и со временем исчезнут совсем.
Литература:
- Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества / Т.В. Абакумова // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск. – СПб., 2016. – С. 133-140.
- Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. – Воронеж, 2017. – № 4. – С. 24-32.
- Сартр Ж.-П. Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. – М.: «Политиздат»,
1989. – 344 с. - Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста / Э. Шпрангер. – М.: Литература, 2017. – 119 с.
- Щербатых Ю.В. Избавься от страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо, 2019. – 304 с.
Literatura:
- Abakumova T.V. Klassifikaciya osnovny`x vidov straxa sovremennogo obshhestva / T.V. Abakumova // Social`naya psixologiya: dialog Sankt-Peterburg – Yakutsk. – SPb., 2016. – S. 133-140.
- Malkova E.E. Vozrastnaya dinamika proyavlenij trevozhnosti u shkol`nikov / E.E. Malkova // Voprosy` psixologii. – Voronezh, 2017. – № 4. – S. 24-32.
- Sartr Zh.-P. Sumerki bogov / Zh.-P. Sartr. – M.: «Politizdat»,
- – 344 s.
- Shpranger, E`. Psixologiya yunosheskogo vozrasta / E`. Shpranger. – M.: Literatura, 2017. – 119 s.
- Shherbaty`x Yu.V. Izbav`sya ot straxa / Yu.V. Shherbaty`x. – M.: E`ksmo, 2019. – 304 s.