Курс образовательной программы «Новатор» составлен для учащихся 1-4 классов, рассчитан на 144 ч., которые проводятся в течение учебного года по 2 ч. 2 р. в неделю. В студии могут заниматься дети с пяти лет.
Учащиеся получают представление о программах управления, автоматизации механизмов, моделирования работы систем. Реализация программы предполагает сочетание развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе.
Возможны индивидуальные занятия по 2-3 ребенка в группе. Они рассчитаны на 72 ч., по 2 ч. один раз в неделю.
Цель программы: создание условий для проектной деятельности ребенка с использованием ресурсов робототехники; развитие научно-технического и творческого потенциала ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования с применением основ робототехники.
Подробно описаны предполагаемые результаты: что должны дети знать, уметь, чем владеть.
Конструкторы LeGO WEDO и LEGO Mindstorms позволяют детям в форме познавательной игры узнать важные идеи и развить необходимые в навыки. Lego-робот поможет понять основы робототехники, реализовать сложные алгоритмы, рассмотреть вопросы, связанные с автоматизацией производственных процессов и процессов управления.
Занятия по программе формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат. В комплект набора LEGO WeDo входят СмартХаб WeDo 2.0, электромотор, датчики движения и наклона, детали LEGO, лотки и наклейки для сортировки деталей. Lego Mindstorms работает на базе компьютерного контроллера NXT, который представляет собой двойной микропроцессор, Flash-памяти, в каждом из которых 256 кбайт, Bluetooth-модуль, USB-интерфейс, экран из жидких кристаллов, блок батареек, громкоговоритель, порты датчиков и сервоприводов. Именно в NXT заложен огромный потенциал возможностей конструктора. Память контроллера содержит программы, которые можно загружать с компьютера. Информацию с компьютера можно передавать как с при помощи кабеля USB, так и используя Bluetooth. Кроме того, можно управлять роботом при помощи мобильного телефона. Для этого потребуется лишь установить специальное java-приложение. Компьютер используется как средство управления моделью; на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития творческих способностей детей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
Учебный план на один год обучения отводит теории 50 ч., на практику – 94 ч., всего 144 ч. Содержание работы таково:
Раздел 1 Введение в робототехнику – 6 ч. Конструирование базовой модели. Раздел 2 Исследование простых механизмов и конструкций – 12 ч. (Первые механизмы. Рычаг, колеса, ось. Система блоков. Наклонная плоскость. Клин, винт. Механизмы и конструкции). Раздел 3 Силы и движение – 12 ч. (Уборочная машина; игра «Большая рыбка»; свободное качение; механический молоток). Раздел 4 Измерение –18 ч. (Измерительная тележка; почтовые весы; таймер) и т.д.
В разделе 6 предусматривается проектная работа с конструктором EV3 12 ч. «Робот ГироБой» (проект «Сортировщик цветов», «Рука робота». «Лестничный вездеход», «Шагоход». В разделе 7 «Первоисточники энергии» 8 ч. Генератор с ручным приводом, в разделе 8 Творческие проекты 10 ч. Конструирование, испытание конструкции, выставка, творческие представления проектов.
Таким образом, данная программа приемлема, предусмотрена индивидуальная программа для работы с учениками, что дает возможность всем работать плотно, равномерно, без отставания, с учетом индивидуальных особенностей учащихся и без отсева.
Список использованной литературы:
- Евладова Е.Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. – М.: ООО «Русское слово» – учебник, 2015. – 296 с. (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся).
- Lego Vindstorms: Создавайте и программируйте робота по вашему желанию. Руководство пользователя.
© Н.А. Мухин, А.В. Оконешникова, 2018