В связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 проведение в ВУЗе полноценных и качественных спортивных мероприятий, занятий по физической культуре и спорту, спортивных тренировок для студентов стало очень непростой задачей для преподавательского состава ВУЗа.
Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяются правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации [5]. При этом этим федеральным законом окончательно не решён организационный вопрос, касающийся проведения занятий по физической культуре и спорту в период пандемии и санитарно-эпидемиологических ограничениях, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, утвержденному приказами Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 935, от 19.09.2017г. № 940, образовательная дисциплина 49.03.01 «Физическая культура» реализуется в форме практических занятий.
Система обучения по дисциплине «Физическая культура» с учетом новых требований в условиях коронавирусной инфекции включает разнообразные варианты заданий, которые в комплексе позволяют поддерживать должный уровень физического, функционального состояния студента, имеют оздоровительную направленность, позволяют добиться осознанного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой на основе тщательного самоанализа [6, с. 137].
Преподаватели дисциплины «физическая культура» в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации должны полноценно проводить практические занятия со студентами, включая и в дистанционном формате, при этом учитывая духовно-нравственные потребности и здоровье студентов.
Под здоровьем человека понимается состояние организма человека, в котором сбалансированы духовно-нравственные и материальные потребности души, духа и тела человека [2, с. 271]. К материальным потребностям человека следует относить не только потребности в пище, тепле, крыше над головой, размножении (биологические потребности) и социуме (социальные потребности), но и физические нагрузки, необходимые для правильного формирования скелетно-мышечной системы человека.
Духовно-нравственные потребности человека представляют собой потребности его духовной сущности (личности), связанные с деятельностью его души и духа (вера и любовь к Богу, мораль, религия, познание, творчество, молитва, духовное воспитание и просвещение и т.д.) [3, с. 38-40].
Как правило, дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека приводит к профессиональному выгоранию, различным профессиональным деструкциям и нервным срывам на работе или учёбе, неравномерному физическому и духовному развитию человека, заболеваниям [3, с. 38-40]. Следовательно, при занятии физической культурой и спортом необходимо восполнять также духовно-нравственные потребности человека, что приведёт к предотвращению различных заболеваний и других негативных явлений.
Считаем, что физическая культура и спорт направлены на духовно-нравственное воспитание и развитие посредством физического воспитания и подготовки [1, с. 158-160].
Врачами отмечено, что после перенесённого коронавируса у многих людей наблюдаются одышка, проблемы с голосовыми связками и памятью. В реабилитации и устранении последствий болезни помогают физические упражнения и определённые дыхательные системы. ВОЗ были разработаны рекомендации для поддержки самостоятельной реабилитации после болезни, вызванной COVID-19, которые могут быть использованы преподавателями физической культуры при разработке и проведении практических занятий у студентов.
В программу физической культуры и спорта должны включаться мероприятия и упражнения для профилактики коронавирусной инфекции, которые развивают и укрепляют дыхательную и иммунную системы человека (дыхательная гимнастика, тренировка мышц, участвующих в дыхании), реабилитируют переболевших коронавирусом студентов (упражнения, контролируемые дыхание, «метрономизированное дыхание», ходьба, оздоровительные физические нагрузки на мышцы), а также балансирующие потребности духовной личности (сущности) человека и физического организма.
По нашему мнению, перед физическими нагрузками необходимо сначала удовлетворить духовно-нравственные потребности души и духа человека, используя духовными средства (практики).
Под духовными средства, согласно С.И. Ивентьеву, подразумеваются: «определение смысла жизни, соблюдение Божьих заповедей и золотого правила нравственности (не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили), удовлетворение духовных потребностей души и духа человека и потребности в познании, молитва, самосовершенствование, повышение духовного и нравственного уровня, духовное образование, обращение к духовным культуре и музыке, соблюдение постов, духовная терапия, движение к святости, умерщвление страстей, медитация, духовная йога, занятие творчеством, благими делами, использование колокольного звона и духовной музыки в борьбе с инфекцией, принятие мер по улучшению экологии и пр.» [4].
Занятия физической культурой и спортом также необходимо завершить духовными практиками (молитва, медитация, духовная йога и т.д.).
Именно сочетание духовных практик с физическими упражнениями позволит эффективно заниматься профилактикой коронавирусной инфекции и других заболеваний у студентов, а также проводить необходимую восстановительную реабилитацию переболевших коронавирусом.
Резюмируя вышеизложенное, можно будет уверенно утвержадть о том, что предмет «физическая культура» на совремнном этапе развития студентов будет охватывать не только физическое, но и их духовно-нравственное развитие и воспитание.
Использованные источники:
1.Гузенко С.С. Духовно-нравственный аспект физической культуры и спорта // Православие и общество: грани взаимодействия : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. ун-т; [отв. ред. Е.В. Дроботушенко]. – Чита : ЗабГУ, 2018. – С.158-160.
2.Ивентьев С.И. Справедливость с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Социальная справедливость – основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. – СПб. : Культурно-просветительское товарищество, 2018. –С.271-282.
3.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект ментального здоровья человека // Ментальное здоровье – интеграция подходов: [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 10-11.12.2019 г.). Нижний Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 2020. С.38-41.
4.Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект коронавируса Covid-19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/covid.shtml (дата обращения: 15.12.2020).
5.ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – № 276. – 08 декабря.
6.Солодовник Е.М., Киселев А.В. Применение мобильных приложений на занятиях физической культуры в условиях пандемии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 10-1 (49). – С.137-139.