ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО АСПЕКТА ВТОРИЧНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

20 мая 2:43

Одной из актуальных проблем методики развития речи учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи является формирование и развитие семантики лексикона, поскольку лексический запас, его характер и актуализация находятся в тесной связи с уровнем развития познавательной деятельности [2].

Важным аспектом лексико-семантического развития является овладение вторичными наименованиями, которые способствуют семантическому уточнению, выразительности и образной передаче смысловой информации.

Работа по развитию лексикона, направленная на усвоение системы языковых номинативных единиц и парадигмы их значений, способствует актуализации языковой компетенции в речевой деятельности [5].

Коррекционному обучению, направленному на усвоение семантики вторичных наименований, всегда предшествует исследование состояния семантического аспекта вторичных наименований школьников [4]. Предлагаем рассмотреть один из возможных способов его изучения с использованием наглядного материала. Данный способ включает в себя задание на выбор изображения, соответствующего переносному значению номинативного контекста.

Учащемуся нужно прочитать и/или прослушать словосочетание и рассмотреть четыре изображения. В комплект включены картинки, отражающие характер значения каждой лексической единицы номинативного контекста: прямое значение многозначного слова, переносное значение номинативного контекста, значение опорного наименования словосочетания и буквальное (неадекватное) значение. Ученику предлагается выполнить задание по инструкции: «Прочитай. Рассмотри внимательно картинки. Выбери только одну картинку, подходящую к прочитанному/прослушанному словосочетанию».

Задание 1. Определения состояния семантического восприятия контекста с глаголом в образном значении.

  1. Плачет дерево (дерево; плачущий ребенок; дерево после дождя; из глаз березы текут слезы).
  2. Цветок проснулся (Проснувшийся ребенок сидит на кровати; нераспустившийся цветок; цветок открывает глаза и поднимает руки вверх; распустившийся цветок).
  3. Крапива кусается (крапива; собака с открытой пастью; листья крапивы своими зубами кусают за руки; руки со следами ожога от крапивы).
  4. Дождь барабанит (барабанщик; сильный дождь льется на крышу дома; крупные капли дождя на оконном стекле; дождевые капли с барабанами).
  5. Море играет (море; волны играют в мяч; дети играют в море; море в солнечный день).
  6. Река бежит (спокойная река; девочка бежит; горная река; река с ногами).
  7. Тучи хмурятся (облака на небе; хмурые люди; тучи с хмурым лицом; темные дождевые тучи).
  8. Молоко убежало (молоко в стакане; девочка бежит; упаковка молока с ногами; молоко пенится и вытекает из кастрюли).
  9. Снег идет (сугробы снега; люди идут по снежным сугробам; снежинки с ногами идут по дороге; мальчик идет).
  10. Выглянуло солнышко (ночь; солнце смотрит из окна; девочка выглядывает из-за угла; утреннее солнце светит на улице).

Задание 2. Определения состояния семантического восприятия контекста с существительным в образном значении.

  1. Носик чайника (человеческий нос; чайник; чайник с человеческим носом; передняя выступающая часть чайника).
  2. Зонтик груздя (зонт; груздь; шляпка груздя; груздь, у которого зонт вместо шляпки).
  3. Подошва горы (сапог; гора, стоящая на подошве от сапога; гора; нижняя часть горы).
  4. Крыло самолета (самолет; крыло птицы; самолет с крылом птицы; крыло, как часть самолета).
  5. Глазное яблоко (яблоко; лицо с яблоком вместо глаза; яблоко с глазами; глазное яблоко, как зрительный орган).
  6. Шляпка гвоздя (гвоздь; гвоздь в шляпе; шляпа с надписью «гвоздь»; плоская часть гвоздя).
  7. Костер рябины (горящая в огне рябина; костер, состоящий из рябины; дерево; гроздь ярко-красной рябины).
  8. Хвост поезда (кошачий хвост; поезд с кошачьим хвостом; поезд; последние вагоны поезда).
  9. Небесные жемчужины (жемчужины на небе; жемчужные бусы голубого цвета; небо; ночное небо со звездами).
  10. Ножки стола (человеческие ноги под столом; стол на человеческих ногах; человеческие ноги; часть стола, на которой держится столешница).

Задание 2. Определения состояния семантического восприятия контекста с прилагательным в образном значении

  1. Дырявые руки (руки в дырках; дырявая одежда; руки; руки, из которых выпадает ваза).
  2. Горячий конь (конь; красный конь; горячий чай; конь, сбрасывающий наездника).
  3. Говорливый самовар (самовар; девочки разговаривают; кипящий самовар; самовар с открытым ртом).
  4. Сильный ученик (мальчик с гантелями; ученик за партой; мальчик с книгами над головой; ученик, желающий ответить у доски).
  5. Звездный час (будильник; звезды; луна в ночном небе; победитель соревнований с кубком в руках).
  6. Острый перец (красный перец; перец с шипами; нож; плачущий мальчик с откусанным перцем в руке).
  7. Золотые руки (руки из золота; руки с золотыми кольцами на пальцах; руки; бабушка с вязаным свитером в руках).
  8. Кудрявая береза (кудри у девушки; береза; береза с кудрями вместо кроны; кудрявый парик).
  9. Блюдо небесное (тарелка; тарелка с зефиром в руках у ангела; тарелка с изображением неба; небо).
  10. Белокрылое облако (белый голубь; белое голубиное крыло; белое облако с белыми крыльями; белое облако в голубом небе).

Оценка уровня понимания семантики вторичных наименований школьником производится по балловой системе. За каждый верный ответ учащийся получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик, выполнив данное задание – 30.

Учащийся набравший:

  • от 1 до 5 баллов – не понимает переносного значения слов;
  • от 5-15 баллов – находится на начальной ступени понимания переносного значения слов;
  • от 15- 25 баллов – допускает ошибки в разграничении прямого и переносного значения слов;
  • от 25 – 30 баллов – безошибочно дифференцирует прямое и переносное значение слов.

На основе данной методики нами было проведено исследование по выявлению состояния овладения семантикой вторичных образований младшими школьниками с ОНР. Исследование проводилось на базе МБОУ «Центр образования – средняя школа № 22». В исследовании приняли участие 16 учащихся младших классов: 8 детей с общим недоразвитием речи и 8 детей с нормальным речевым развитием.

По результатам анализа ответов школьников с ОНР, нами было выявлено, что 25% учащихся находятся на начальной ступени понимания переносного значения слов. 5% учащихся допускает ошибки в разграничении прямого и переносного значения слов. 70% испытуемых не понимает переносного значения слов.

Вышеизложенные результаты изображены в диаграмме №1.

«Диаграмма №1»

Неполноценность овладения семантикой вторичных наименований обусловлена не только речевым статусом, но и недостаточной когнитивной зрелостью детей исследуемой категории [3].

Ранняя диагностика и своевременная коррекция формирования вторичных наименований помогут сохранить адаптивность и подготовить ребенка к дальнейшему успешному обучению в школе. Коррекция речевых недостатков — это процесс длительный, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения [1].

Список литературы:

  1. Кричевец Е.А. Способность понимать метафоры детей младшего школьного возраста с типичным и отклоняющимся развитием: Автореф. дис. канд. психолог. наук. — М., 2009.- 27 с.
  2. Озерова, Н.С. Формирование умений структурно-семантического анализа текста учащимися школы V вида: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М, 2010. — 24с.
  3. Телия В.Н. Словарь образных выражений русского языка / Т.С. Аристова, М.Л. Ковшова, Е.А. Рысева, В.Н. Телия, И.Н. Черкасова / Под ред. В.Н. Телия. – М.: Отечество, 1995. – 366 c.
  4. Якушева В.В. Овладение семантикой вторичных наименований учащимися школы V вида: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М, 2011. — 24 с.
  5. Якушева В.В. Трудности идентификации вторичного наименования младшими школьниками с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. — 2015. — №1. — С. 56-60.