ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И СЕВЕРНОЙ КОРЕИ В 1990-Е ГГ.

11 августа 12:07
Начало данного периода характеризуется преобразованием биполярного мироустройства в однополярный. Процесс изменения общемировых общественно-политических, экономических условий, когда само понятие «стран социализма» начало исчезать, стал приобретать полномасштабный характер. Распад социалистических систем в Центральной, Восточной Европе, Азии и Африке вызвал дестабилизацию в этих странах, которая отразилась и на КНДР. Прежде, СССР оказывал КНДР помощь в огромных размерах, и зачастую на льготных условиях. Но новое политическое мышление в Советском государстве в конце 1980-х – начале 1990-х гг. поставило Северную Корею в совершенно новые для неё реалии. Экономическая помощь северного соседа стремительно падала, так как взор его устремился на ведущие страны в регионе: Японию и Южную Корею. Советский Союз в условиях потепления отношений с Западом, а также прекращения конфронтации с США, начал расширять контакты с противником КНДР – Республикой Корея, дипломатические отношения с которой СССР установила в 1990 году. Учитывая, что в Северной Корее и так были негативно настроены на перестроечную политику нового советского руководства, отношения между СССР и КНДР в конце 80-х – начале 90-х все больше ухудшались. Перестроечной политике также противились и в других социалистических странах, например в ГДР и социалистической Румынии.



В первое время перехода на новые народнохозяйственные условия, Российская Федерация, как правопреемник СССР, формально сохраняла юридическую силу за заключенными с КНДР договорами и соглашениями, которые начали действовать еще с самого начала межгосударственных отношений.



Ранее Советский Союз оказал помощь КНДР в строительстве промышленных объектов, которые осуществлялись за счёт кредитов, предоставленных северокорейской стороне на льготных условиях. В частности к началу 1990-х гг. при поддержке СССР была построена первая очередь Восточно-Пхеньянской ТЭЦ, которая производила мощность 200 тыс. кВт, вторая очередь в 100 тыс. кВт не была достроена; АЭС Синпхо, которая не была достроена по причине невозможности выплат с северокорейской стороны, а также из-за начала напряженности по поводу ядерной программы КНДР. Вместе со специалистами по атомной энергии из страны было вывезено все оборудование, предоставление которого осуществлялось на основе аренды.



КНДР, оставшись один на один со своими внутренними и внешними проблемами, практически была изолирована от остального мира. В следствие прекращения помощи из уже бывшего Советского Союза для КНДР обернулась дальнейшим углублением экономического кризиса, который начался еще в 1980-х гг.



Дальнейшее ухудшение отношений произошло в 1993 году. В этом же году, 23 апреля был принят документ о внешнеполитической концепции Российской Федерации. В частности, там была осуждена политика страны-предшественника в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая как заявлено в концепции, являлась идеологической и конфронтационной, изолированной от экономически развитых стран. В ней упоминалась и ситуация на Корейском полуострове. По данному документу, Россия приветствовала объединение двух Корей в русле мирного процесса. Касаясь Северной Кореи, отмечалось неизбежное отдаление России от неё в пользу расширения связей с Республикой Корея, прежде всего торгово-экономических. Но в то же время Россия должна влиять на КНДР, при условии, если она будет угрожать безопасности появлением оружия массового уничтожения всему восточноазиатскому региону. Практически принятый внешнеполитический курс российского государства являлся таким же односторонним, как и отношение СССР к КНДР в годы «холодной войны», но только теперь в противоположную, южнокорейскую сторону.



Все это вызывало огромное недовольство со стороны руководства КНДР, где яростно осуждали за отход от социалистического пути, предательство, и переход на сторону Запада.



         В итоге, Северной Корее пришлось ускорить свои мероприятия по разработке ядерного оружия, которое должно было стать гарантом независимости и суверенитета страны. Попытки проведения инспекций МАГАТЭ, которые были направлены на выявление фактов, свидетельствующих о разработке оружия массового поражения на ядерных объектах в течение 1991-1994 гг. не смогли предотвратить процессы самоотчуждения от международных правил и норм. В течение 1993 года КНДР демонстрировала стремление выйти из Договора о нераспространении о ядерном оружии, ссылаясь на положения о добровольном выходе из договора, а также угрозой существованию самой страны со стороны мировых держав. Это обернулось осуждением со стороны соседних стран, в том числе и России, которая могла присоединиться к международным санкциям против КНДР. Северная Корея даже обвинила Россию в стремлении разрушить её.



Но в итоге активизации взаимодействия с США, а также договоренностей по так называемым «рамочным соглашениям», КНДР приостановила свой выход из ДНЯО[1]. В конце концов, ввиду отказа сотрудничать с Россией по этому вопросу, КНДР предпочла передать полномочия посредника Китаю. Так, Россия временно была отчуждена от ядерной проблемы Кореи в качестве ключевого переговорщика.



К середине 1990-х гг. упор России на одностороннее укрепление отношений с Республикой Корея не оправдался. Руководители РФ рассчитывали на помощь Юга в реорганизации и развитии своей экономики, но ввиду нестабильного положения в самой России, Южная Корея не стремилась активно инвестировать в российскую экономику. В этом отношении Юг добился некоторых позитивных для себя результатов, так как после односторонней переориентации России в её пользу, Северная Корея перестала получать российскую помощь, и обстановка там дестабилизировалась. Кроме того, Южная Корея добивалась прекращения действия советско-северокорейского договора о дружбе и сотрудничестве 1961 года, чтобы Северная Корея потеряла как можно больше внешнеполитических связей. Непродуманная политика России в отношении Корейского полуострова, а также межкорейские противоречия практически разделили и рассорили бывших союзников по социалистическому блоку.



К этому же времени стало понятно, что необходимо поддерживать отношения с обоими государствами Корейского полуострова. Вторая половина 1990-х гг. характерна тем, что Россия начала процесс нормализации отношений с Северной Кореей. Когда постепенно внешняя политика России начала отходить от принципа подчиненности общемировым интересам в пользу национальных. Вместе с тем, в 1995 году между Россией и КНДР встал вопрос о советско-северокорейском договоре 1961 года, юридически действовавшего, и срок которого в ближайшее время истекал. До этого обе стороны заявляли о том, что договор является потерявшим свой былой смысл. Если обратить внимание на сам договор, то можно понять, что он действительно потерял своё значение. Ибо по нему стороны обязывались вести взаимовыгодное сотрудничество в экономической сфере, не участвовать в мероприятиях, направленных друг против друга. В доказательство нарушения двух положений договора можно отметить, что взаимный товарооборот между странами падал каждый год в течение периода 1992-1996 гг. Если в 1992 году товарооборот составлял около 600 млн. долларов, из которых российский экспорт в КНДР составлял 400 млн., а северокорейский импорт в Россию – 200 млн., то к 1996 году этот объем взаимного товарооборота составил всего лишь 85 млн. долларов, из которых российский экспорт в КНДР – 65 млн. долларов, а импорт в РФ – 20 млн. миллионов. Причиной тому является вышесказанное ухудшение межгосударственных отношений ввиду неприязни российской политики северокорейским руководством, которое было вызвано нарушением положения советско-корейского договора о неучастии в действиях против друг друга. Стоит хотя бы отметить, что оно выразилось в стремлении Советского Союза, а потом уже России отдалиться от КНДР в пользу Республики Корея.



По вопросу разработки нового договора северокорейской стороной предлагались различные его варианты. Так, в сентябре 1996 года КНДР предложила свой вариант, по большинству вопросов обе страны пришли к компромиссу, однако были и противоречия. Северная Корея активно продвигала в текст будущего договора положения об объединении Кореи, в которой была трактовка Ким Ир Сена об общекорейской конфедерации, что несомненно противоречило с трактовкой южнокорейской. Вторым значительным требованием Северной Кореи стало требование материально-денежной компенсации от Российской Федерации за нарушенные ею договора в начале 1990-х годов, а также за нанесенный политический ущерб за изменение своей внешнеполитической доктрины в пользу Республики Корея. Данные противоречия удалось урегулировать в течение второй половины 1990-х гг. на фоне общего сбалансирования российской внешней политики в отношении государств Корейского полуострова.



В течение второй половины 1990-х гг. шел процесс разработки нового договора между странами. На фоне начала процесса нормализации отношений между странами, вновь начали заключаться договора, направленные на расширение связей, в первую очередь, с экономической точки зрения.



Вновь возобновились проекты по совершенствованию инфраструктуры КНДР. Однако вначале они носили характер регионального сотрудничества, так сказать, практически экономическое сотрудничество состоялось с нового листа. В 1995 году было открыто Хабаровское отделение Торгового представительства КНДР. В феврале 1995 года было подписано соглашение о сотрудничестве в заготовке и переработке древесины и лесонасаждении на территории России вплоть до 1998 года. 21 марта 1995 года в Пхеньян выехал губернатор Приморского края РФ Е.И. Наздратенко. Спустя два дня, 23 марта 1995 был подписан меморандум о развитии торгово-экономических обменов между Приморским краем РФ и КНДР. В декабре 1995 года в КНДР совершила визит делегация свободной экономической зоны «Находка» Приморского края РФ, во время визита были обговорены вопросы совместных действий по проекту «Туманган», который подразумевает трехстороннее сотрудничество Китая, КНДР и России, в первую очередь, инфраструктуры. Данный проект охватывает территории трёх стран, но будем говорить только о двух: в Северной Корее – это провинция Хамгён-Пукто, с российской – Приморский край. К 1997 году по договоренности при поддержке российской стороны была обновлена железнодорожная сеть протяженностью 80 километров через китайскую территорию от северокорейской к российской границе.



К 1996-1997 гг. сотрудничество стало приобретать уже межгосударственный характер. С 1996 года, практически после пятилетнего перерыва с 1991 года, начался процесс восстановления работы межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР.



1997 год в плане межгосударственного сотрудничества России и КНДР являлся ключевым, так как именно в этом году особенно активизировались связи между государственными организациями двух стран.



В плане урегулирования вопросов межгосударственного сообщения, 24 января 1997 года было подписано соглашение о взаимных поездках граждан, которое регулирует порядок въезда и выезда, пребывания граждан обеих стран на своей территории. Во многом это было необходимо для осуществления экономической деятельности граждан, представителей торгово-экономических организаций. Следующее, которое регулирует порядок транспортных связей и коммерческих мероприятий по ним между странами, явилось соглашение о воздушном сообщении, подписанное 21 мая 1997 года. Также по нему было установлено авиасообщение Пхеньян – Москва, Пхеньян – Владивосток, а также для точек, находящихся в странах Африки и Европы, промежуточными пунктами для которых являлись столицы обеих государств – Москва и Пхеньян.



Можно выделить пять моментов: нефтепереработка, совместное пользование морскими портами, инвестициями в свободную экономическую зону «Раджин-Сонбон» по транснациональному проекту «Туманган», предоставление северокорейской рабочей силы на российских промышленных объектах, обновлением промышленных объектов КНДР с помощью России.



Данная встреча несомненно являлась ключевой в том смысле, что Россия вернулась к реализации бывших совместных советско-северокорейских проектов, которые были прерваны в силу политических причин нач. 1990-х.



В целом говоря о периоде 1995-1997 гг., можно сказать, что здесь с нуля восстанавливается нормативно-правовая составляющая российско-северокорейских отношений взамен тех советско-северокорейских договоров, заключенных в течение всего ХХ века, которые потеряли всю свою значимость и смысл в начале 1990-х гг.



К концу 1990-х гг. было достигнуто взаимопонимание по поводу заключения нового договора о дружбе и сотрудничестве взамен договора 1961 года. Новый договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и КНДР был подписан 9 февраля 2000 года. Стороны по договору обязались вести мероприятия по обеспечению безопасности во всём мире, мирному объединению Кореи, содействию развития торгово-экономических и научно-технических связей, борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Самое главное, что вновь обе стороны подтвердили обязанность не заключать с третьими странами соглашения, направленные против интересов договаривающихся сторон. Вступил в силу 30 октября 2000 года.



Подписание договора свидетельствовало о трансформации подхода к самой Северной Корее с пассивно-конфронтационного на рельсы сотрудничества, прежний внешнеполитический подход обернулся для России больше потерями, чем приобретениями. Также данный договор явился началом новой эпохи межгосударственных отношений, которые открылись вместе с новым XXI столетием.



Новое политическое мышление в СССР, а затем окончание «холодной войны» обусловило зарождение нового подхода к бывшим геополитическим противникам, и изменило отношение к союзникам, в частности к КНДР. Закладывание отношений с Южной Кореей в конце 1980-х – начале 1990 гг. несколько отвело на задний план развитие отношений с Северной Кореей. Отношения СССР, а затем и Российской Федерации с КНДР начали стремительно ухудшаться. Во многом это объяснялось сокращением экономической помощи, заморозкой совместных проектов, а затем это вышло и на политический уровень.



Россия, как исторически близкое государство, должно было активно включиться в процесс урегулирования корейского кризиса. Но ввиду ухудшения отношений, во многом по причине непродуманной внешней политики самой России, данная инициатива перешла в руки иных стран.



Россия вновь начала искать контактов в КНДР в разных сферах, будь то регионального сотрудничества, экономического сотрудничества. Но в отличие от страны-предшественника, и несмотря на то, что Россия была правопреемницей СССР, отношения с КНДР необходимо было создавать с нового листа. В течение всей половины 1990-х гг. шел процесс юридического оформления новых отношений. И в конце концов, после прихода к власти нового российского руководства, в 2000 году между странами был заключен новый договор о дружбе и сотрудничестве. После этого Россия включилась в процесс урегулирования корейского кризиса. В течение всех 2000-х гг. Россия играла роль посредника наряду с Китаем по поводу этой проблемы. Её позиция заключалась в том, что кризис необходимо урегулировать на основе дипломатического, мирного диалога. Но в то же время осуждались действия КНДР по поводу ядерных и ракетных испытаний. Однако это осуждение отличалось, например от американского тем, что Россия не имела цели политического и экономического давления. Но второй половине 2010-х гг. Россия была вынуждена присоединиться к общемировой санкционной политике по отношению к КНДР.



 



Литература (использованные источники):



 

  1. Л.В. Забровская. Влияние перестройки на характер отношений СССР и КНДР / Л.В. Забровская // Россия и АТР. 2016. № 1 (91).


 

  1. Итоговый доклад по проекту «Российско-корейские отношения в архитектонике СВА и АТР» на 2002 год. (при поддержке Корейского Фонда) Раздел второй. Перепады в корейской политике России в 1990-е годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorby.ru/activity/conference/show_70/view_13120


 

  1. Г.Я. Левченко. Экономические отношения между Россией и КНДР: нынешняя ситуация и перспективы /Г.Я. Левченко// Перемены в КНДР: взгляд из Южной Кореи и России. — М.: ИДВ РАН, 1994. С. 79-83.


 

  1. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. N 110 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о сотрудничестве в заготовке, комплексной переработке древесины и восстановлении на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page=1&print=1&nd=102034166&rdk=0&&empire=


 

  1. Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1181 «О Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой» [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/9030781

 

  1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о воздушном сообщении от 21 мая 1997 г. [Электронный ресурс] – URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=4435


 

  1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об экономическом и техническом сотрудничестве от 14.10.1997. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-261/47314


 

  1. Су Сан Дук. Торгово-экономические отношения КНДР с Россией: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М.: Институт междунар. и полит, исслед. РАН, 1998. — 22 с.


 

  1. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли В.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории.»: ОЛМА Медиа Групп; Москва; 2008


 



Literature:



 

  1. L.V. Zabrovskaya. Vliyaniye perestroyki na kharakter otnosheniy SSSR i KNDR / L.V. Zabrovskaya // Rossiya i ATR. 2016. № 1 (91).



    2. Itogovyy doklad po proyektu «Rossiysko-koreyskiye otnosheniya v arkhitektonike SVA i ATR» na 2002 god. (pri podderzhke Koreyskogo Fonda) Razdel vtoroy. Perepady v koreyskoy politike Rossii v 1990-e gody [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.gorby.ru/activity/conference/show_70/view_13120



    3. G.Y. Levchenko. Ekonomicheskiye otnosheniya mezhdu Rossiyey i KNDR: nyneshnyaya situatsiya i perspektivy /G.Y. Levchenko// Peremeny v KNDR: vzglyad iz Yuzhnoy Korei i Rossii. — M.: IDV RAN. 1994. S. 79-83.



    4. Postanovleniye Pravitelstva RF ot 7 fevralya 1995 g. N 110 «O podpisanii Soglasheniya mezhdu Pravitelstvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitelstvom Koreyskoy Narodno-Demokraticheskoy Respubliki o sotrudnichestve v zagotovke. kompleksnoy pererabotke drevesiny i vosstanovlenii na territorii Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] – URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page=1&print=1&nd=102034166&rdk=0&&empire=



    5. Postanovleniye Pravitelstva RF ot 7 oktyabrya 1996 g. N 1181 «O Mezhpravitelstvennoy komissii po torgovo-ekonomicheskomu i nauchno-tekhnicheskomu sotrudnichestvu mezhdu Rossiyskoy Federatsiyey i Koreyskoy Narodno-Demokraticheskoy Respublikoy» [Elektronnyy resurs] – URL: http://docs.cntd.ru/document/9030781



    6. Soglasheniye mezhdu Pravitelstvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitelstvom Koreyskoy Narodno-Demokraticheskoy Respubliki o vozdushnom soobshchenii ot 21 maya 1997 g. [Elektronnyy resurs] – URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=4435



    7. Soglasheniye mezhdu Pravitelstvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitelstvom Koreyskoy Narodno-Demokraticheskoy Respubliki ob ekonomicheskom i tekhnicheskom sotrudnichestve ot 14.10.1997. [Elektronnyy resurs] – URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-261/47314


 

  1. Su San Duk. Torgovo-ekonomicheskiye otnosheniya KNDR s Rossiyey: Avtoref. diss. na soisk. uch. step. kand. ekon. nauk. M.: Institut mezhdunar. i polit. issled. RAN. 1998. — 22 s.


 

  1. Torkunov A.V., Denisov V.I., Li V.F. Koreyskiy poluostrov: metamorfozy poslevoyennoy istorii.»: OLMA Media Grupp; Moskva; 2008.

[1] Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли В.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории.»: ОЛМА Медиа Групп; Москва; 2008.