УДК 342.7
Проверки исполнения законов, разрешение жалоб, а также личный приём граждан – самая распространенная форма организационной деятельности прокуратуры, характерная для всех отраслей прокурорского надзора.
Ежегодно в прокуратуру Забайкальского края поступает более 15 тыс. обращений, на личный приём к прокурорам приходят свыше 3 тыс. граждан. Выслушать каждого человека, конкретно разобраться в ситуации и постараться помочь – очень трудная работа, которая требует профессионализма, подход к каждому человеку и знаний психологии в том числе.
Без сомнений можно сказать, что профессиональное общение на личном приёме граждан – процесс сложный и трудоемкий, требующий развития определенных способностей прокурорского работника, владения им приёмами общения, умения пользоваться в различных ситуациях теми или иными средствами общения, также значимо и то, как прокурор проводит данный прием, как разговаривает с посетителем [3,46]. К сожалению, не все работники обладают такими навыками общения на высоком уровне, поэтому случаются неприятные моменты при рассмотрении жалоб. От того, насколько умело прокурор вступает в контакт с людьми, как он преодолевает психологические барьеры, насколько умеет выслушать собеседника, оказывать на него психологическое воздействие, будет зависеть и конечный результат деятельности. [1,278].
Изначально таким навыкам обучают в университете. Основы психологии и этики общения, взаимодействие с людьми, подробное изложение своих мыслей, проведение коллективных мероприятий (Международные студенческие научно-практическая конференции, внутривузовские конкурсы на лучшую научную работу, круглые столы, научные семинары, студенческие дискуссионные площадки и мастер-классы. и т.д.). Также студенты представляют институт на престижных молодежных конференциях, конкурсах международного, всероссийского и регионального уровней. Подход к каждому студенту является одной из важнейших составляющих формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности, применения на практике полученных знаний, подготовки специалиста с неформальным мышлением, способного самостоятельно ставить и решать задачи профессиональной деятельности.
Для более точного понимания следует рассмотреть психологические рекомендации, которые могут способствовать совершенствованию работы при личном приёме граждан, повышения показателей прокуратуры:
- Прийти на приём в хорошем расположении духа, оставаться работоспособным, внимательным, сдержанно проявлять эмоции.
- Уметь учитывать и не реагировать на эмоциональное состояние другого человека (посетителя).
- Быть гибким, спокойным, понимать ситуацию.
- Если посетитель ведет себя агрессивно, то следует понимать, что это поведение не относится лично к работнику прокуратуры, не принимать их на свой счет, продолжать вести беседу корректно и тактично.
Любое общение имеет свою специфическую психологию, содержащую такие элементы, как:
- «Первое впечатление». Обычно наибольшую роль при установлении контакта играет роль «первого впечатления». Особая роль отводится также первому взгляду и тембру голоса, так как наше сознание воспринимает другого человека с помощью зрительного и слухового контакта.
- Коммуникативная сторона. Когда происходит обмен информацией между людьми, которые общаются друг с другом.
- Аффективная сторона – проявление своего эмоционального отношения к получаемой и передаваемой информацией.
- Перцептивная сторона – процесс восприятия и установление на этой основе взаимопонимания и расположения к друг другу. Все эти элементы безусловно влияют на эмоциональное состояние как собеседника, так и прокурора, ведущего личный приём [2,252].
Прокурор начинает участвовать в общении раньше, чем произносится первое слово. Как уже говорилось ранее, все зависит от первого взгляда. Это первая фаза. Когда посетитель только открыл дверь или зашел в кабинет, то происходит визуальный контакт.
Второй фазой является взаимодействие между людьми, происходит обмен информацией. По мнению некоторых авторов, основа будущих отношений начинает закладываться в первые 10 – 20 секунд общения друг с другом.
Как только контакт установлен и сняты «первые барьеры», следует повествование посетителя о своей проблеме. Прокурор в свою очередь должен дать гражданину возможность высказаться, выговориться, слушать терпеливо и вникнуть в ситуацию, даже если то, о чём говорит посетитель, не повлияет на решение вопроса. В психологии когда на человека смотрят, обращают внимание и дают высказаться, он начинает чувствовать себя более комфортно [5,29]. Также нужно обращаться к гражданину по имени, чтобы он понял, что вы его запомнили. Можно также сказать человеку несколько поддерживающих слов, таким образом, вы дадите ему понять, что его визит является очень важным. Чтобы посетитель почувствовал себя «услышанным», следует соблюдать определённые правила:
- Для начала уделить внимание не только содержанию информации, но и эмоциям, которые при её подаче проявляет собеседник. Прокурору нужно быть осмотрительным и следить за неречевыми сигналами посетителя (так как на эмоции приходится большая часть общения) и выражением лица.
- Проявлять физическое внимание к собеседнику. Имеется ввиду поддержание зрительного контакта, поза, жесты свидетельствуют об уважительном отношении к посетителю и его информации.
- Быть активным и поддерживать общение с посетителем, чтобы беседа не имела одностороннего характера. Иначе собеседник не будет предрасположен к общению.
- Если посетитель начинает проявлять агрессивные эмоции (кричать, высказывать претензии) следует понимать, что они относятся не к работнику лично. Нужно постараться абстрагироваться от этого, сохранять спокойствие и терпение.
- Прокурор также должен внимательно следить за тем, что он говорит человеку и как он преподносит информацию. Способы аргументации, терминология, тембр речи подбираются с учётом образовательного, интеллектуального уровня, особенностей характера субъекта общения, его возраста [4,318].
Наиболее основную сложность для прокурора представляет взаимодействие с людьми, имеющими психические расстройства. Понять, что у посетителя серьезные проблемы с психическим здоровьем, можно понять из содержания рассказа, также о многом может сказать и внешний вид заявителя, манеры его общения [5,38]. Прокурор обязан принять любую жалобу, заявление или иное обращение от граждан, даже если они являются абсурдными. Общение с такими людьми требует осторожности в действиях прокурорского работника. Зачастую агрессивность, раздражительность, многословность маскируют тревогу. Отвечать враждебностью – значит провоцировать еще большую враждебность. Высокомерное общение также к человеку с больной психикой только усилит его агрессию. При этом следует помнить общие принципы общения с такими людьми:
- Не попадать под влияние этого человека, сохранять спокойствие, нейтралитет.
- Осознать, что человек труден в общении и определить его тип поведения (например «агрессор», «манипулятор» или «крикун»).
- Если предмет важен и значим и нельзя уклониться от общения с таким человеком, то нужно постараться выявить причину трудностей, постараться найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд [4,324].
Некоторым людям просто нужно, чтобы их выслушали. Личный приём, на котором человека выслушали, может оказаться его последней и единственной надеждой. Внимательно выслушать человека до конца – значит уже сделать первый шаг и помочь ему.
Ispol’zovannye istochniki:
1.Enikeev Z.D., Shamsutdinov R.K. Problemy ugolovnogo pravosudija v sovremennoj Rossii: Monografija. – Ufa: RIO BashGU, 2006. S. 278.
- Izmajlova M.A. Delovoe obshhenie: uchebnoe posobie. 4-e izd. — M.: 2011. S. 252.
3.Kroz M.V. Psihologija prokurorskoj dejatel’nosti: Posobie dlja prokurorov/M.V. Kroz; Akademija General’noj prokuratury Rossijskoj Federacii. M., 2009. S. 46, 48.
4.Korobejnikov B. V., Baskov V. I. Kurs prokurorskogo nadzora [Tekst]: uchebnik dlja vuzov / otv. red. B. V. Korobejnikov ; Moskovskij gos. un-t im. M. V. Lomonosova, Juridicheskij fak. — Moskva : Zercalo-M, 2001. ISBN 5-94373-039-7. S. 318,324.
5.Romanov V.V. Obshhie social’no-psihologicheskie zakonomernosti professional’nogo obshhenija prokurorskogo rabotnika: lekcija/ IPK RK general’noj prokuratury RF. M., 2000. S. 29,38.