МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

8 февраля 4:19

Мировоззрение присуще не только конкретному человеку и социальным группам, но и обществу в целом. Любой человек является носителем определенного мировоззрения, которое формируется с его рождением. В детстве, не имея навыков общения и социального опыта, индивид активно развивает свое мировоззренческое восприятие окружающего мира. Первым социальным институтом, в котором это происходит, является семья. Еще у древних спартанцев, которые придавали большое значение формированию мировоззрения человека, считалось, что до семи лет ребенок должен находиться в семье. Потому что именно в семье человек закладывает модель поведения, которая сохраняется на всю оставшуюся жизнь. В семье вырабатываются такие основные компоненты идеологии, как нравственные ценности (человек учится понимать, что такое «добро» и «зло»), социальные идеалы (представления о смысле жизни, цели существования), понятие социальной обязанности (осознает, что живя в коллективе, он не только имеет право пользоваться благами общества, но и обязан их защищать и приумножать). Поэтому роль семьи в формировании мировоззрения невозможно переоценить.

Наиболее стабильные и динамично развивающиеся общества современного цивилизационного мира характеризуются консерватизмом в своих взглядах на семью и защиту ее прав. Например, в Германии до сих пор существует закон, запрещающий аборты, принятый в конце XIX века. И наоборот, некоторые страны не одобряют так называемые «свободные нравы» и считают традиционную семью устаревшей формой социализации.

Поскольку человек является социальным существом, он находится в коммуникативных отношениях с различными агентами социализации, которые в дальнейшем оказывают влияние на формирование его мировоззрения. В раннем возрасте психика человека восприимчива к внешним социальным проявлениям.

 Групповое мировоззрение характерно для индивидов с уже достаточно сформированными представлениями о мире. Как правило, он характеризуется принадлежностью человека к социальной группе, Объединенной бытовыми, территориальными, национальными, половыми, профессиональными или любыми другими признаками. Как правило, такие группы относительно закрыты для представителей не принадлежащих к ним типов мировоззрения. В рамках такой группы вырабатывается язык, выражающий Основные понятия и ценности доминирующего в ней мировоззрения. В качестве языка могут использоваться специально разработанные слова (например, молодежный сленг), одежда (например, форма байкеров или хиппи), внешний вид, манера поведения и многое другое. Примером таких групп могут служить как подростковые объединения (панки, рокеры и др.), а также группы, включающие пожилых людей.

Характерно, что в мировоззрении одного человека могут сосуществовать различные формы мировоззренческих представлений, применяемых к разным сторонам действительности.

Мировоззрение общества характеризуется своей максимальной обобщенностью. В подавляющем большинстве случаев основой мировоззрения общества в целом является тот или иной вид религиозного мировоззрения. Наиболее ярко это проявилось в экономической сфере, на которую обратил внимание известный социолог М. Вебер. Например, в христианских странах формирование капиталистических отношений происходило наиболее интенсивно там, где протестантизм был наиболее распространен (Голландия, Германия, Англия, Скандинавские страны и др.). И наоборот,в странах, где доминирующее положение занимал католицизм, общество капиталистического типа велось с большими осложнениями (Франция, Испания и др.). В странах с преобладающим распространением Православия индустриальная модернизация общества часто проходила мимо капитализма (Россия, в значительной степени Славянский мир). Это говорит о том, что религия или одно из ее направлений создает мировоззренческую основу для иного типа организации общества.

Мировоззрение предполагает, что человек-сознательно или бессознательно-устанавливает определенную точку, с которой он рассматривает внешний и внутренний мир.  Поэтому каждое мировоззрение — это точка зрения на мир. Однако мир неизмеримо богаче того взгляда на него, который утвердился даже с самой просвещенной, но все же точки зрения. Это значит, что весь человек должен скорее стремиться к гармонии (созвучию) с миром, чем просто формировать обособленный взгляд на этот мир с какой-то, своей собственной точки зрения.

Это не значит, что мировоззрение бесполезно и ненужно. Напротив, она защищает видение мира-через сознательно выраженные взгляды, принципы, догмы и т. д. — точно так же, как стены дома и его крыша защищают дом от внешних воздействий. Но как стены и крыша возможны только там, где есть фундамент дома, так и мировоззрение возможно только там, где уже есть видение мира.

Список литературы:

  1. Миронов В. В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.
  2. Спиркин А. Г. Философия. Москва, 2004.
  3. Авдеева Н.Н., Алексеева Т. А., Апресян Р. Г. Человек: научно-популярное издание. — М. ЗАО «Россман-пресс», 2010. — 416с.
  4. Философский словарь / / Под ред. И. Т. Фролова.- Москва, 2001. — Св. » Философия»