Для России Арктика занимает особое место в экономике, ведь именно здесь располагается основная минерально-сырьевая база нашей страны (газ, нефть, уголь, цветные металлы и огромные запасы чистой питьевой воды). Освоение Арктики это экономический рост и развитие, в котором задействованы различные отрасли, в том числе речной и морской транспорт, вся инфраструктура, железные дороги.
Интерес к Арктике резко вырос в последнее время, когда стало известно, что вследствие глобальных изменений климата арктические воды стали более благоприятными для судоходства и разработки природных ресурсов, что в целом оказало существенное влияние на возможности реализации экономического потенциала этого региона, ведь территория Арктики богата углеводородами, и теперь добыча ресурсов может стать экономически более целесообразной. Прежде всего, интерес к освоению Арктики проявляют арктические державы, имеющие прямой выход к Северному Ледовитому океану: Россия, Канада, Норвегия, Дания и США, а также Финляндия, Швеция и Исландия, поскольку большая часть их территорий расположена за Северным Полярным кругом. Однако не только приарктические государства стремятся получить выгоду от изменения климата в Арктике, например, Китай также сейчас проявляет особый интерес к навигации в Арктике [1].
С повышением интереса к Арктике и разработке ее ресурсов увеличивается негативное влияние деятельности предприятий на хрупкую арктическую экосистему, в том числе происходит увеличение выбросов парниковых газов, что повышает среднюю глобальную температуру. При этом изменение климата влияет на природу от уровня экосистем до уровня генетики и создает условия для опасных природных явлений и процессов (таяние и подвижки льда, размытие арктических берегов, естественные тектонические процессы, атмосферные процессы, гидрологические процессы, солнечная активность и т.д.). Непосредственно возможность нежелательных последствий от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и есть природный риск. На территории Арктики данный риск весьма велик, поэтому важен не только экономический потенциал региона, но и предотвращение природных катастроф путем изучения рисков проявления природных явлений. Недостаточный учет данных рисков напрямую может повлиять на экономическую деятельность и предприятия, которые зависят от природы и оказывают на нее воздействие в Арктике. По мере того, как происходит влияние природных явлений, уменьшаются перспективы роста бизнеса и более широкого процветания в данном регионе.
Согласно экспертным данным, отрасли, сильно зависящие от природы, производят 15 процентов мирового ВВП, в то время как умеренно зависимые отрасли производят 37 процентов [2], что подчеркивает значительные финансовые риски предприятий во всем мире в связи с природными убытками, которые могут понести предприятия от своей деятельности, в том числе в Арктическом регионе. В связи с этим очень важно, чтобы предприятия регулярно выявляли, оценивали, смягчали и раскрывали природные риски во избежание потенциально серьезных последствий. Один из подходов к этому — учитывать рекомендации, предложенные Целевой группой по раскрытию финансовой информации о климате (Task Force on Climate-related Financial Disclosures, TFCD), которые включают природные риски наряду с климатическими рисками, в рамках корпоративного управления рисками и раскрытия информации. Рекомендации TCFD сосредоточены на четырех широких блоках: корпоративное управление, стратегия, управление рисками, а также показатели и цели, и могут использоваться в качестве руководства для предприятий и инвесторов при подходе к управлению рисками и возможностями, связанными с природой.
Выделяется четыре основных блока действий по реагированию бизнеса на природные риски:
- Применять управление в отношении рисков и возможностей, связанных с окружающей средой.
Компании, которые подвергаются существенному риску природных потерь, должны обеспечить наличие четкой структуры управления для выявления и управления рисками, возникающими в результате природных потерь. Должен существовать процесс передачи существенных рисков от бизнес-единиц комитету по рискам. Возможно, имеет смысл использовать ту же структуру управления, что и для рисков, связанных с климатом или экологических, социальных и управленческих рисков. Должно быть четкое представление о лицах или комитетах на уровне руководства, несущих ответственность за природные риски, а также о том, как и когда они взаимодействуют по этому вопросу на всех уровнях внутри организации.
- Включать риски и возможности, связанные с окружающей средой, в стратегию и финансовое планирование организации.
Для каждой организации важно понимать, как она ожидает, что природные риски будут развиваться с течением времени, и использовать это для обоснования бизнес-планирования и стратегии. Компании должны раскрывать, каким природным рискам и возможностям они подвергаются в своей цепочке создания стоимости и как они могут повлиять на будущие денежные потоки и стоимость активов. Это может включать оценку финансовых последствий вероятных сценариев, вызванных продолжающейся утратой природных ресурсов, которые могут включать физические последствия сокращения природного капитала, а также изменения в регулировании, рынках, а также правовые и репутационные проблемы. Затем предприятия могут решить, какой тип стратегии подходит для управления природными рисками, и как они могут создавать возможности.
- Выявление, оценка и управление природными рисками в рамках процессов управления рисками предприятия.
Надежный процесс управления природными рисками должен лежать в основе стратегии и управления. Компании должны идентифицировать природные риски для своей деятельности по ключевым категориям физических, нормативных и юридических, рыночных и репутационных рисков. Компании должны провести оценку существенности, чтобы понять, какие риски могут быть наиболее значительными и заслуживают интеграции в основную систему управления рисками предприятия. Компании, желающие использовать более продуманный подход, проведут детальную оценку ключевых рисков и возможностей, включая количественную оценку в финансовом выражении.
- Выявление и отслеживание показателей и целей природных рисков.
Разработка показателей и целей имеет решающее значение для предприятий, позволяющих эффективно отслеживать природные риски и оценивать прогресс в реализации своей стратегии [2].
Рекомендации TCFD могут помочь инвесторам, страховщикам, кредиторам и другим заинтересованным сторонам точнее оценивать потенциальные риски и возможности, которые создает изменение климата для той или иной компании в Арктике, и вкладывать капитал в надежные проекты, а также позволят инвесторам стимулировать предприятия уменьшать их углеродный след и тем самым помочь достичь цели по ограничению глобального потепления. В заключение необходимо отметить, что последствия изменения климата не только оставляют свой след в окружающей среде Арктики, но также влияют на экономическое благополучие предприятий, работающих в данном регионе, поэтому природные риски необходимо учитывать наряду с другими видами рисков при принятии управленческих решений.
Литература:
- Deutsche Welle [site]. [2020]. URL: https://www.dw.com/ru/
- World Economic Forum [site]. [2020]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/03/hidden-risks-of-nature-loss-for-businesses/